Андрей Евсеев, Мария Романенко
Главными поставщиками доллара на украинский валютный рынок в марте стали металлурги — именно на их продажах безналичный курс просел с 27,3 грн./$ более чем на гривну, и уходил ниже психологической отметки 26 грн./$.
Именно от них, и в меньшей степени от нашего агросектора, этой весной будет зависеть судьба гривны. Причем, на рост валютных заработков сталеваров, и соответственно поступление в Украину больших объемов доллара (по действующему законодательству 75% выручки компаний должно продавать на межбанке в обязательном режиме) возлагают серьезные надежды.
"Страна" выяснила, чем живут сейчас ключевые экспортные сектора экономики и можно ли надеется на увеличение притока валюты.
Металлурги: помогает мировой настрой
В феврале-марте поломался почти двухлетний тренд снижения цен на сталь на мировом рынке. Толчок росту металлургического рынка дали внешнеэкономические факторы. Заявление премьер-министра КНР Ли Кэцяна о готовности Китая до 2020 года поддерживать экономический рост не менее чем на 6,5% в год, прозвучавшее в начале марта на ежегодной сессии Всекитайского собрания народных представителей, вызвало ажиотаж на рынке стального проката и металлургического сырья.
Традиционно весной металлотрейдеры и так стараются пополнить складские запасы стальным прокатом. Но на этот раз политические ожидания от увеличения темпов строительства в Китае — крупнейшем производителе и потребителе стальной продукции, наложились на сезонный всплеск потребительского спроса и привели к взрывному росту спотовых цен на железную руду, которые в начале марта резко поднялись на 23% — до $64/тонну.
Затем цена откатилась до $53/тонну. Но это все равно значительно выше зимних расценок на железорудное сырье.
Оптимизм по части потребления стали в Поднебесной распространился и на другие региональные рынки, где производители начали повышать цены на свою продукцию. В Турции в первой декаде марта спрос на прокат строительного сортамента также демонстрировал тенденцию к росту. А в конце месяца местные производители оформили ряд сделок по новым ценам с американскими и ближневосточными покупателями.
Так, по данным Steel First, сталепроизводитель из региона Мармара продал более 30 тыс. т арматуры в США по $390/т. на условиях fob. Продажи некоторыми предприятиями арматуры в ОАЭ составили 10-15 тыс. т по цене $385 за т. fob. Аналогичные объемы были поставлены в Оман по $382-385 за тонну.
За последнюю неделю турецкие производители увеличили на $30 цену предложения экспортируемого сортового проката — до $430-440/т fob, тогда как покупатели запрашивают за него цену в диапазоне $400-410/т.
Поддержанию высоких цен на прокат и чугун способствует подорожание стального лома. Кроме того, после введения пошлин на импорт холоднокатаного проката из России и Китая внутренние производители в странах Евросоюза повысили расценки предложений на €25-30 за тонну.
В Египте, куда традиционно поставляют свою продукцию украинские металлурги, с 16 марта вступили в силу новые правила импорта арматуры, ужесточившие требования к аккредитивам. Поэтому местные производители и здесь весьма оперативно подняли котировки на арматуру на $21-68/тонну.
И все же эксперты пока очень осторожно оценивают перспективы удержания высоких цен на продукцию сталеваров.
"В целом на всех анализируемых рынках прогнозируется сохранение восходящего ценового тренда. Рост котировок сохранится в силу следующих фундаментальных факторов: сезонное оживление спроса, низкие складские запасы, рост цен на сырье и энергоносители», — утверждает аналитик госпредприятия "Укрпромвнешэкспертиза" Олег Гнитецкий. Хотя он и отмечает, что цены еще должны пройти проверку спросом. Для этого необходимо минимум два месяца. Только потом можно делать окончательные выводы.
Для украинского горно-металлургического комплекса скачок цен на железную руду и прокат — стал бы очень желателен.
Поднятие цен на $ 70-100/т. за последние несколько месяцев вывело украинские предприятия снова в плюс. По словам аналитика инвесткомпании Concorde Capital Романа Тополюка, в ноябре-декабре прошлого года крупнейшая горно-металлургическая компания Украины — «Метинвест Холдинг» Рината Ахметова получила убыток по EBITDA в обоих дивизионах – металлургическом и горнорудном. Произошло это из-за падения цен на металлопродукцию до рекордно низких показателей за последние 10 лет.
Слова эксперта подтверждает директор меткомбината "Запорожсталь", который также ходит в состав "Метинвеста", Ростислав Шурма.
По его словам, реалии таковы, что предприятие работает с нулевой рентабельностью плюс-минус один, и о каждом заказе думает, брать его или не брать. Если власти повысят железнодорожные тарифы на 15% процентов, это приведет к тому, что минимум 20-30% заказов сразу же станут нерентабельными.
"Предприятие, естественно, будет отказываться от таких заказов и вынуждено будет сокращать производство", — заявил г-н Шурма в прошлом месяце на проходивших в Киеве общественных слушаниях по вопросу повышения ж/д тарифов.
В таких условиях, сталевары пока не берутся предсказывать рост своего производства, объемы отгрузки товара и фактическую прибыль. Так же не загадывают, насколько по итогам весеннего — высокого для металлургов — сезона (из строительной активности по климатическим причинам) вырастет их валютная выручка. Хотя допускают ситуативные всплески продаж.
Аграрии: урожай ниже, цены теже
У аграриев пока затишье. По данным аналитика компании "Украгроконсалт" Елизаветы Малышко, на украинском зерновом рынке есть два традиционных экспортных пика: сентябрь-октябрь и декабрь.
"Это как раз то время, когда еще идут активные продажи пшеницы и уже начинаются поставки кукурузы", — поясняет эксперт.
Осенью наши зернотрейдеры продают на внешние рынки в основном пшеницу. Причем объемы ее поставок могут превышать непиковые цифры в 1,5 раза и более. К примеру, в сентябре 2015 г. было отгружено 2,8 млн. т пшеницы, в последующие месяцы — примерно по 1,7 млн., а с начала нынешнего года — по 1, 5 млн. т и ниже.
В декабре наступает время кукурузы, ее поставки также вырастают до 2,4 млн. т против стандартных 1,6 -1,8 млн. т.
"Но случаются еще и внеплановые пики, когда трейдеры резко увеличивают отгрузки, пытаясь воспользоваться повышением цен на мировых биржах", - говорит Елизавета Малышко. Но, по ее мнению, и плановые и внеплановые всплески экспорта в следующем маркетинговом году (он начнется с 1 июля 2016 г) будут для Украины менее прибыльными, чем в этом.
Во-первых, уже сейчас понятно, что резко снизится наш экспортный потенциал по пшенице. Это связано с ожидаемым снижением общего урожая. Если в прошлом году Украина собрала 24,8 млн. т этой культуры, то новый урожай, по мнению Малышко, не превысит 17,7 млн. т (это связано с резким уменьшением площадей под озимыми и их плохим состоянием во многих регионах). Соответственно, экспорт может упасть с нынешних 14 млн. т до 8,5 млн. т. Учитывая, что среднестатистическая тонна пшеницы на мировом рынке стоит $180/т, трейдеры привезут в страну почти на $1,2 млрд. меньше, чем в этом сезоне.
По кукурузе пока подобных прогнозов нет, так как еще не началась посевная. Но не исключено, что ее урожай также может упасть.
Во-вторых, мировой рынок, по прогнозам международных аналитиков, будет уже третий год кряду жить в условиях низких цен. Предложение зерновых продолжает оставаться высоким и давит на цены. Конкретные цифры в своих прогнозах эксперты пока не озвучивают.
"Спрогнозировать их практически нереально, поскольку они будут напрямую зависеть от объемов нового урожая в мире. В то же время, можно ожидать, что существенного роста не предвидится, поскольку в мире сохраняются рекордные переходные запасы зерна", — сообщила аналитик компании ААА Мария Колесник.
То есть, цены в лучшем случае останутся на уровне нынешних (пшеница $180/т, кукуруза — $162-172/т). Так что рассчитывать вытянуть продажи за счет ценовых скачков аграриям также не приходится. С учетом уменьшения урожая ценовая стабильность даст в целом снижение валовой выручки.
Мария Колесник рассказывает, что сегмент сельхозпроизводителей, который стремиться продать излишки зерна в преддверии посевной чтобы получить оборотные средства, не реализует свою продукцию на FOB, соответственно его выручка не является валютной.
В то же время холдинги, которые занимаются экспортом напрямую, предпочитают закупать необходимые ресурсы не на пике цен, а "размазывать" закупки по сезону. При этом трейдеры, и вообще любые экспортеры, по требованию Нацбанка обязаны продавать валютную выручку в сжатые сроки после ее получения, соответственно этот процесс также размазан по году.
Химики: экспорт падает
В ближайшие полгода не стоит ожидать значительного роста валютной выручки и у химиков, которые когда-то тоже могли похвастаться крупными долларовыми заработками и задавали тон на валютном рынке. Сейчас ситуация на мировых рынках складывается не в их пользу, поэтому они переориентировались на внутренний рынок, тем более, что им удалось добиться решения Минэкономразвития о введении таможенных пошлин на аммиачную селитру — ключевой продукт химической промышленности. Однако снижение цены газа, который является главным сырьем для украинской химиндустрии, а также прогнозируемый Международной ассоциацией производителей удобрений рост цен на аммиак и карбамид, может очень быстро привести к росту валютной выручки химической промышленности.
"В последние годы спрос в ключевых хабах потребления удобрений — Бразилии, Индии — стагнировал, что оказало крайне негативное влияние на уровень мировых цен на фоне роста объемов мирового производства. Учитывая высокую цену сырья, в этих условиях продукции украинских химиков сложно конкурировать с продукцией поставщиков из других стран, что отразилось на объемах украинского экспорта в 2015 и 2016 гг. Но дальнейшие перспективы напрямую зависят от цены на природный газ, которая будет сформирована для украинской промышленности, а также от того, насколько быстро мировые рынки начнут восстанавливаться", — заверил первый заместитель генерального директора Ostchem Олег Кикта.
Химики утверждают, что их отрасль сейчас в большей степени является импортером, чем экспортером.
"Рост курса доллара на межбанке стал одним из факторов сокращения импорта сырья и комплектующих, необходимых украинскому бизнесу для хозяйственной деятельности, и общей потери покупательной способности такого импортного сырья и комплектующих в Украине. В нашей себестоимости доля импортного сырья и комплектующих составляет более 70-80%, с основным сбытом нашей продукции на внутреннем рынке Украины. При этом не важно, импортируем ли мы сырье и комплектующие самостоятельно, или делаем закупки импортного сырья у прочих импортеров внутри Украины — гривневый эквивалент таких закупок в любом случае растет с ростом курса доллара. Другими словами, на росте курса доллара на межбанке реальные заработки химической промышленности падают, а не растут", — разъяснил Олег Кикта.
Так что покупателям доллара не рекомендуют рассчитывать на стабилизацию курса гривны за счет отечественной химической промышленности.