Ровно год назад, 14 апреля 2016 года, в кабинет премьер-министра в здании на улице Грушевского вошел новый, двадцать второй по счету, хозяин. Самый молодой из всех предшественников, 38-летний выходец из Винницы Владимир Гройсман (на год моложе Яценюка, которого на эту должность назначили в 39 лет), получил 257 голосов за свое назначение и программу своего правительства, которая дала ему годовой иммунитет от отставки.
Спустя год, на созванной к торжественной дате пресс-конференции, Глава Кабмина отчитался о своей работе, заявив, что правительству "в принципе, удалось сделать то, что было обещано".
К числу своих свершений Гройсман отнес стабильность в стране. "Мы пришли на фоне политического, и как следствие, экономического кризиса. Для нас было главной задачей сделать все от нас зависящее, чтобы мы стабилизировали национальную экономику и перешли к росту. Нам удалось это сделать в 2016 году", - сказал он.
"Страна" опросила экономистов и политологов о том, каким был год Гройсмана, и оценила его главные достижения, провалы и последствия.
Пять достижений Гройсмана
1. Не стало хуже, чем могло бы быть
Опрошенные "Страной" эксперты сошлись во мнении, что главное достижение правительства за минувший год - сохранение ситуации, которую можно охарактеризовать, как "стабильно плохо".
Год назад звучали различные пессимистические прогнозы относительно работы этого Кабмина - высказывались предположения и о катастрофическом падении экономики, о том, что может взлететь курс доллара, а инфляция зашкалит. Но всего этого не произошло.
"Главное достижение этого правительства - то, что не стало хуже, как могло бы быть. У нас были очень пессимистические прогнозы, но они не оправдались. И это, несомненно, достижение правительства Гройсмана. Это все же экономическая политика страны. Как бы не отвечал Национальный банк за стабильность валюты, инфляция - это оценка деятельности правительства. Формирование и использование государственного бюджета - это деятельность правительства. С этой точки, факт, что не стало плохо, как могло бы быть, я отношу к заслугам Кабинета Гройсмана", - заявил "Стране" экономист Алексей Плотников.
"Главное достижение Гройсмана в том, что он пока не развалил окончательно страну", - соглашается с этой оценкой президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
По некоторым направлениям Гройсман продемонстрировал более трезвый подход, чем многие его коллеги. Например, он наиболее последовательно критиковал блокаду Донбасса даже после того, как за этот шаг проголосовал СНБО.
Премьер в число своих заслуг отнес то, что удалось остановить падение экономики. Органы статистики рапортуют, что по итогам года она даже показала рост 2,3%. Хотя в достоверность этой цифры многие эксперты не верят.
2. Некоторые реформы удались
Сам Гройсман к своим заслугам отнес подвижки в вопросе дерегуляции.
Отменены 460 устаревших нормативных актов.
Худо бедно продвигается процесс внедрения современных технологий в документооборот и в систему государственных сервисов, символом чего стали центры "Готово".
3. Увеличение минимальной зарплаты
Многие эксперты выделяют в качестве основного достижения Гройсмана за время его премьерства повышение минимальной заработной платы в два раза - до 3200 грн (точнее, если вычесть налоги, то 2500 гривен с лишним "чистыми"). Правда, это решение никак не коснулось большинства украинцев, живущих не на минимальную зарплату, а также спровоцировало повышение цен на большинство социально-значимых товаров. Во многих бюджетных организациях из-за дефицита средств людей были вынуждены переводить на полставки и прибавку они не ощутили.
Гройсмана за это многие эксперты критиковали и называли шаг популистским. В том числе критиковал Нацбанк. Однако, на фоне общей политики последних трех лет, когда соцвыплаты были практически заморожены при колоссальном росте цен, поднятие минимальной зарплаты при всех условностях этого шага, безусловно, позитивное событие.
4. "Приват" пронесло
В конце декабря правительство поддержало предложение Национального банка и Совета финансовой стабильности о переходе "Приватбанка" в стопроцентную государственную собственность. Государство в лице Министерства финансов стало владельцем 100% акций ПАО "Приватбанк". И вопреки слухам о скором и неминуемом крахе банка, Минфину удалось обеспечить функционирование этого финучреждения и сохранить средства его клиентов.
Кабмин выпустил 30-летние облигации внутреннего госзайма на 150 млрд гривен. Теперь бумаги выкупает Национальный банк (фактически производя для этого эмиссию), а полученная гривна "вливается" в капитал Приватбанка. Не сбылись и негативные прогнозы на счет того, что люди массово ринутся обналичивать счета и забирать депозиты из-за новости о национализации "Привата".
Сама эмиссия в 150 млрд. гривен пока остается "виртуальной" и не спровоцировала значительного падения гривны.
5. Просаботировал некоторые требования МВФ
"Одна из главных заслуг Гройсмана - это отказ слепо выполнять все рекомендации МВФ", - говорит экономист Александр Охрименко. Речь идет о фактическом отказе повышать пенсионный возраст. Использовалась более гибкая политика, чем того хотел МВФ, относительно выполнения требований по усилению налогового давления на бизнес (в частности по поводу отмены упрощенной системы налогообложения, которую пока не отменили), сопротивление сокращению числа работников бюджетной сферы.
И хотя часть из этих требований перекочевало в новый Меморандум с Фондом, то, что Гройсман воздержался от их выполнения целый год - уже хорошо. Понятно, что делал он это не из сильной любви к народу, а из чувства политического самосохранения, но тем не менее.
Пять провалов Гройсмана
1. Тарифы вгоняют в нищету
Самое болезненное требование МВФ, однако, Гройсман все-таки выполнил. Речь идет о повышении тарифов на услуги ЖКХ. С мая прошлого года цена на газ была резко увеличена, что повлекло за собой дикий рост цен на отопление и горячую воду. Растут цены также и на электроэнергию, и на холодную воду.
Все это нанесло убийственный удар по семейным бюджетам миллионов людей. Платежки за отопление в 2000-3000 гривен надолго запомнятся украинцам.
Причем, повышение тарифов сказалось в целом на уровне инфляции в стране.
"Субсидии не могут оформлять торговые сети, аптеки, парикмахерские и т.п., потому резко выросшие тарифы закладываются в конечную цену продукта. Тарифы уменьшают прослойку среднего класса, и без того ужавшегося до минимума. При этом правительство целенаправленно проводит политику ужесточения условий получения субсидий", - сказал "Стране" политический эксперт Руслан Бортник.
Так как Гройсман неоднократно повышение тарифов на газ ставил себе в заслугу, то он, получается, и взял на себя ответственность за тарифный удар по карманам граждан Украины.
И рискует именно в этом образе "тарифного мироеда" войти в народную память.
2. Отсутствие серьезных прорывов в экономике
Хоть правительство и гордится достигнутым в прошлом году экономическим ростом, но, очевидно, что это небольшой подскок от абсолютного дна, на котором страна оказалась к концу 2015 года (при том, как писалось выше, еще есть вопрос - а был ли этот рост вообще).
В остальном Украина как не получала инвестиции, так и не получает их до сих пор (в прошлом году почти 40% инвестиций в экономику страны обеспечили государственные банки РФ, увеличивая свой уставной капитал).
Реформы, которые могли бы исправить ситуацию, не просматриваются даже на горизонте.
Потребительский спрос зажат до минимума ростом тарифов и нищетой населения. Работа по увеличению украинского экспорта на рынках ЕС, с которым наша страна заключила соглашение о зоне свободной торговли фактически не проводится. Вообще какой-либо осмысленной поддержки экспорта не осуществляется. Парадоксально, но через три года войны, украинские производители в поисках сбыта по-прежнему осваивают рынки стран СНГ, а не "идейно близкой" Европы.
"Нет стимулирования отраслей промышленности, как и поддержки отечественного производителя. Бюджет балансируют, исходя из требований МВФ, поэтому бюджетная политика очень жесткая", - говорит "Стране" Плотников.
Конечно, решение большинства этих проблем не зависит только от премьера. Есть и объективные факторы - война, разбалансированность всей системы власти, коррупция (не только Гройсман и не только правительство является ее источником). Но премьер-министр и не выделяется даже прорывными идеями по решение этих вопросов.
3. Безуспешный ремонт дорог
Одним из главных лозунгов, с которыми сам премьер шел на этот пост, было обещание уделить значительное внимание ремонту дорог. Премьер отчитался о ремонте 9 млн квадратных метров ям, что обошлось бюджету в 3 миллиарда гривен. Впрочем, вместо обещанных 2 тыс. километров отремонтированных дорог, еле-еле залатали 1 тысячу. А по весне новые дороги кое-где сошли вместе со снегом.
Не решены проблемы и на железной дороге. Из-за проблем на ж/д Украина теряет валютные поступления – аграрии и металлурги не могут доставить продукцию в порты в нужном количестве из-за острой нехватки вагонов. Реформы железной дороги, в конечном итоге, свелись к поднятию тарифов, что уменьшает рентабельность металлургии, химии и агропромышленного сектора.
4. Угнетенный бизнес
Одним из главных провалов стало увеличение давления на бизнес. После принятия нового механизма уплаты ЕСВ, согласно которому предприятия, не получающие доход, все-равно обязаны платить социальный взнос в размере 704 грн, начали массово закрываться так называемые спящие ФЛП (физлица-предприниматели). Месяц назад министр социальной политики Андрей Рева озвучил статистику - 331 000 закрытых ФЛП за 3 месяца. Ежемесячно закрывается почти сто тысяч "фопов". И несмотря на то, что этот темп постепенно снижается, эти цифры все равно выглядят впечатляюще.
Из новаций эпохи Гройсмана - резкое ужесточение контроля соблюдения законодательства в сфере выплаты зарплат. Расширены полномочия соответствующих проверяющих органов, увеличены штрафы. Проверяющие, нагрянув на предприятия, могут запросто разорить его.
На этом фоне популистские обращения премьера к предпринимателям в духе "гоните в шею этих проверяющих" кроме раздражения ничего не вызывают.
5. Раздрай в Кабмине
Правительство Украины после Майдана никогда не было примером идеальной командной работы. Однако, при Гройсмане междуусобные войны достигли своего пика. Во-многом это объясняется тем, что с его появлением в кресле премьера помимо двух основных центров влияния во власти (Порошенко и Народный фронт во главе с экс-премьером Яценюком), начал вырастать третий - сам Гройсман, который быстро строит и усиливает свой клан. Последний вступает в беспощадную борьбу за место под солнцем с конкурентами.
Типичный пример - назначение на следующее утро после ареста Романа Насирова руководителем ГФС Мирослава Продана, выходца из Винницы, близкого к Гройсману человека. Премьер давно пытается заполучить свой силовой орган, теоретически таким мог бы стать ГФС. Новый и.о. руководителя фискалов одним из первых решений заблокировал реорганизацию Госфискальной службы по предложенному Минфином сценарию. На что, как говорят, очень обиделся глава Минфина.
Закручивается интрига, готовятся вбросы компроматов, вербуются армии экспертов и СМИ.
Еще один пример - это регулярные пикировки министра инфраструктуры Владимира Омеляна с главой "Укрзализныци" Войцехом Бальчуном, на стороне которого выступил Гройсман.
В январе Кабмин на внеочередном заседании утвердил новый устав "Укрзализныци", согласно которому Министерство инфраструктуры теряет право быть органом управления компании. В ответ Омелян регулярно называет Балчуна неквалифицированным специалистом и требует его уволить, а железную дорогу вернуть в подчинение его министерству.
Конфликт до сих пор не урегулирован и, во-многом, парализует преобразования на железной дороге.
Что ждет Кабмин Гройсмана
Дальнейшая судьба правительства пока в тумане. Во-первых, 14 апреля у него истекает иммунитет и в любой день после этого депутаты его могут отправить в отставку. Во-вторых, парламент может и не отправлять в отставку Кабмин, но и не утверждать его отчет, тем самым "подвесив" его. Мол, будете себя плохо вести - уволим в любой момент. В-третьих, парламент может утвердить отчет правительства и тогда оно получит иммунитет еще на один год.
В любом случае, Кабмин то ли Гройсмана, то ли иного премьера столкнется в ближайшие месяцы с серьезными вызовами.
Продолжение системного политического кризиса
Ключевые решения в государстве стало принимать все труднее. Из-за задержки с субвенциями многие мажоритарщики грозят выходом из БПП, а значит и из коалиции. Мажоритарщики из других политических групп также перестали поддерживать большинство. В самой коалиции уже давно нет 226 депутатов, а редкие законы принимаются только благодаря ситуативным голосованиям.
"Кризис приобретает уже всеобщий характер. Он не только политический, парламентский, правительственный. Это системный общественный кризис, - говорит "Стране" политолог Вадим Карасев. - Украинская политика становится стихийной и спонтанной. Политика ушла на улицу. А сам украинский парламент стал просто "местом сбора политиков", он перестал генерировать важные законы".
Выполнение непопулярных рекомендаций МВФ
Из последнего Меморандума о сотрудничестве с МВФ украинцы узнали, что Запад не отказывается от многочисленных непопулярных требований.
Во время все той же отчетной пресс-конференции премьер определил пять приоритетных направлений для работы правительства на следующий год:
- реформа здравоохранения,
- реформа образовательной сферы,
- реформа пенсионной системы,
- земельная реформа,
- запуск приватизации.
Принятия большинства этих реформ требует от Украины Международный валютный фонд. Впрочем, в Фонде и в правительстве по-разному трактуют рекомендации. Если под пенсионной реформой сам Гройсман подразумевает (по крайней мере, озвучивает это публично) повышение пенсий для 5,6 миллиона человек с 1 октября, а также отмену налогообложения пенсий для работающих граждан, то в МВФ требуют во что бы то ни стало сократить дефицит Пенсионного фонда, что проще всего сделать путем увеличения пенсионного возраста или как минимум повышения минимального стажа для получения пенсионных выплат.
Проблемной кажется и реформа системы здравоохранения. В ведомстве до сих пор нет министра, а и.о. главы Минздрава Ульяна Супрун - первый претендент на вылет из Кабмина в случае ротации. Показательно, что хотя готовить и представлять публично реформу доверили именно Супрун, даже на заседании фракции БПП в минувший понедельник выслушать идеи и.о. министра осталось не более 30 депутатов.
А присутствующие до этого на заседании фракции президент Петр Порошенко и премьер Владимир Гройсман покинули собрание, не дождавшись презентации.
В рамках сотрудничества с МВФ правительство планирует полноценный запуск земельной реформы. Говоря о ней, сам Гройсман подчеркнул, что сейчас предложения Кабмина по земельной реформе обсуждаются в коалиции.
В настоящее время в Украине действует мораторий на продажу сельскохозяйственных земель. Оппоненты власти опасаются, что в результате его снятия земли у селян будут отобраны за бесценок.
Приватизация объектов госсобственности срывается уже не первый год. За ее проведением стоит не столько наполнение государственного бюджета, сколько попытки сбалансировать интересы отечественных финансово-промышленных группировок, что сделать сложно.
Усилится давление улицы
Терпение общества на исходе. Постоянный рост тарифов и ухудшение уровня жизни могут привести к социальным бунтам. Например, на 1 мая в Киеве намечается многотысячный митинг профсоюзов. Как рассказал "Стране" депутат Сергей Каплин, представляющий интересы профсоюзов в Раде, под Кабмин выйдут до 50 тысяч людей. "Основные требования - снижение тарифов, продление моратория по земле. Будет провозглашен манифест про перевыборы в парламент", - рассказал Каплин.
Впрочем, профсоюзы не главная проблема у власти в отношениях с улицей.
После того как радикалы, несмотря на грозные заявления властей, смогли добиться блокады Донбасса, а Национальный корпус совершенно свободно блокирует отделения российских банков, в стране появляется все больше желающих показать, что они тоже власть и тоже могут что-то заблокировать. Аппетит приходит во время еды. А потому можно ожидать новых ярких и громких акций радикалов. Последние будут доказывать, что именно они - та реальная сила, с которой можно эффективно решать вопросы (а не с официальными органами власти).
Гройсман на этом фоне пытается использовать методы как в старые добрые, но мирные, времена. А именно - повышение пенсий и тому подобное. Сработает ли это - вопрос.
"Вероятнее всего, обещания, которые сейчас раздает Гройсман, для него означают в первую очередь попытку удержаться в кресле премьера и продлить свою политическую карьеру. Что он будет делать если действительно сможет сохранить свой пост - это уже совсем другая история", - считает политический эксперт Руслан Бортник.