Снос надгробного памятника воинам УПА в селе под Перемышлем стал поводом для нового витка польско-украинского противостояния по вопросам истории.
"Осталось только признать справедливость пакта Молотова-Риббентропа", - возмущается на своей страничке в Facebook нардеп от "Народного фронта" Николай Княжицкий.
"Бандеровцы заплатят за продвижение фашизма на польском языке", - пишет в комментариях на сайте Portal przemyski некто Lucyna Majewska.
"Надо деньги давать, а не письма писать"
Напомним, как уже писала "Страна", 26 апреля на кладбище села Грушовичи возле Перемышля активисты и представители националистических организаций Польши разобрали надгробный памятник воинам УПА. Причем, на этот раз это был не акт вандализма: памятник разобрали по согласованию с местными властями, поэтому полиция наблюдала за происходящим, но не вмешивалась в процесс.
МИД Украины уже выразило свой протест по поводу сноса памятника, назвав его "откровенной провокацией в канун 70-й годовщины преступной акции "Висла" - очевидно, с целью отвлечь внимание от этой печальной даты".
А некие волонтеры InformNapalm даже взялись утверждать, что за акциями стоит Москва. "Завдяки матеріалам, які ексклюзивно передали волонтерам InformNapalm активісти Українського кіберальянсу, вдалося дізнатися, що за акціями біля пам’ятника в Грушовичах стоїть Москва. Осквернення цього монумента у серпні 2014 р. було одним з епізодів російських провокацій у Польщі, на які Кремль виділив близько 100 тисяч євро".
Впрочем, Ирина Верещук, директор Центра Балто-Черноморских исследований, которая 5 лет была мэром приграничного города Рава-Русская (Львовская область) считает, что увязать эту акцию с Москвой никак не выйдет.
- Когда полиция наблюдает за происходящим и не вмешивается, это не позволяет предполагать, что за этим стоит рука Кремля, - говорит Ирина. - Почему это сделано именно сейчас, - понятно. Поляки сами должны извиняться за акцию "Висла", но тут надо знать их менталитет: "а что ты мне сделаешь? Это моя территория". Другое дело, что памятник этот стоял 20 лет. И раньше ничего подобного не происходило. С одной стороны, это связано с приходом к власти правой партии "Право и справедливость". Я часто бываю в Польше. Украинцы говорят, что они боятся говорить по-украински в публичных местах, и такого раньше тоже не было. С другой стороны, все, что делает Украина для защиты своих граждан, - это пишет письма. А надо не письма писать, а начать финансировать организацию украинцев в Польше. Раньше имели значительно больше денег, потому что и польский МИД давал им гранты, и Украина выделяла больше денег. А теперь ни грантов, ни помощи от Украины. И это говорит о нашей слабости на внешнеполитической арене.
Отметим, что на сей раз в "московский след" не поверили даже провластные эксперты.
"Похоже, наши польские друзья окончательно сошли с ума, - пишет близкий к Банковой политолог Тарас Березовец. - Местная громада села Грушовичи под Перемышлем демонтирует украинский памятник. Памятник перед этим был расписан граффити "Смерть палачам Волыни и Донбасса". Ну ок, граффити спишем на русских диверсантов (шутка). Но объясните мне необходимость демонстративного обострения отношений накануне печальной 70-й даты выселения украинцев польскими коммунистами в ходе операции "Висла". Правящий PiS давно и прочно не в себе. Многие знакомые польские бизнесмены выводят производство в соседние страны из-за изменений налогового законодательства, инициированного PiS. Можно сколько угодно игнорировать хамство нынешней польской власти, но всему есть предел. В конце концов, не все можно списывать на козни русских. Так и хочется сказать "Астанавитесь!".
На демарш решился даже Владимир Вятрович, сказав, что Институт нацпамяти приостанавливает легализацию польских памятников в Украине.
"Азов" прославляет фашизм во всем мире"
И в Украине, и в Польше акцию горячо обсуждают. До того горячо, что даже предлагают создавать концлагеря.
"Терміново потрібні концтабори і гетто, за національним принципом. Польське прізвище - у концтабір, польське коріння - у гетто, не знаєш гімн державний - на виправні роботи. Не знаєш як відповісти на "Слава Україні", одразу адмінестративне (так в тексте - Авт.) покарання і так далі. Треба йти за таким самим принципом як і з кацапомовними. Тотальне і безжальне знищення інакомислення, тільки Українське за для України, - героически машет шашкой в Facebook некий Alex Ostapko, который даже не выставил своей фотографии.
Поляки в долгу не остаются.
"Это восстановление правового статуса. Удаление незаконного произвола, строительства постоянных и уродующих польскую землю памятников. Не говоря уже о том, что они зверски убивали поляков. И вы, вероятно, не знаете, что размещение фашистских символов на территории Польши является незаконным, и подпадает под действие УК. Я надеюсь, что некоторые из бандеровцев заплатят за продвижение фашизма на польском языке", - пишет Lucyna Majewska в комментариях под текстом статьи на портале Portal przemyski.
Некоторые поляки даже называют Украину (по-польски Ukraina) – Upadlinia (Упадлина).
"Поляки в Упадлине имеют многолетний опыт обид. Вы поклоняетесь бандиту. Ваши головорезы из так называемых "добровольческих батальонов", как "Азов", прославляют фашизм во всем мире. И вы здесь будете нам что-то рассказывать об уважении к Упадлине?" – возмущается Cezary Zielinski из города Лодзь.
Правым маршем по миру
Напомним, отношения между Польше и Украиной давно идут не слава богу. В феврале 2017 года Ярослав Качинский, лидер правящей в Польше партии "Закон и справедливость" даже прямо заявил, что "с Бандерой Украина в Европу не войдет".
"Мы не можем годами соглашаться на то, чтобы в Украине формировался культ людей, которые по отношению к полякам дошли до геноцида. Несмотря на то, что жестокость немцев сложно превзойти, им это удалось", - говорил он.
Накануне поляки сняли фильм "Волынь", посвященный "Волынской резне" - массовым убийствам поляков украинскими националистами в годы Второй мировой войны.
Военная драма, которую запретили к показу в Украине, получила сразу 14 номинаций на премию "Орлы" - польский аналог "Оскара".
А украинцы в Польше не раз жаловались "Стране" на то, что отношение к ним сильно изменилось. Причем, вопрос не всегда завязан на идеологии.
– Мой друг недавно вернулся из Польши, говорит, поляки начали кидать, – рассказывает водитель из Киева Олег, который сам сейчас пытается найти пути, чтобы уехать на ПМЖ в США. – Увольняют людей, не расплатившись за их труд, просто потому, что там сейчас очереди наших безработных – нет смысла с ними церемониться. Можно увольнять одних, и брать на работу других.
"Висла" раздора
Очередное обострение отношений, следствием которого и стал, скорее всего, инцидент с памятником в селе Грушовичи, связано с 70-летием операции "Висла" - выселение поляками украинцев после войны с их мест проживания в восточной Польше.
Польские власти заявили, что не будут выделять госфинансирование на мероприятия к этой дате. В минувшую пятницу глава МВД Польши Мариуш Блащак объяснил в Сейме этот отказ требованием к Украине относительно симметричных действий в исторических вопросах. Блащак сказал, что ему “неизвестно о случаях финансирования украинским правительством мест почтения памяти жертв Волынской резни”.
Председатель Объединения украинцев в Польше (ОУП) Петр Тыма с тревогой прокомментировал это заявление: "есть много томов документов, указывающих, что польское коммунистическое государство воплощало в жизнь принцип моноэтнической страны и тогда имели место конкретные преступления. Процесс ликвидации последствий этих преступлений точечно происходил в истории демократической Польши с 1989 года. Это заявление (Блащака - Прим.Ред.) является отрицанием этого процесса и отнесение украинцев - граждан Польши в категорию заложников в отношениях между двумя государствами".