Зерно и металл, которые дают Украине основной приток валюты и за счет благоприятной конъюнктуры на мировых рынках обеспечили украинской экономике небольшой рост в прошлом и в начале нынешнего года, в последний месяц-два не в фаворе на биржах. Цены на них идут вниз.
Негативные мировые тенденции усугубляет не лучшая ситуация с бизнесом аграриев и металлургов внутри страны.
Это грозит экспортерам значительными денежными потерями уже в нынешнем году. Что может сказаться и на курсовой стабильности, и на экономических показателях страны в целом.
Минус $1 млрд. на зерне
Украинские аграрии в уходящем маркетинговом году (2016-2017) не нарадуются своими показателями.
По данным эксперта сельскохозяйственный рынков Дениса Марчука, по состоянию на 10 мая наша страна уже поставила на экспорт 38 млн.т зерновых. Всего за первый квартал этого года экспорт отечественной аграрной продукции вырос, по сравнению с аналогичным периодом минувшего сезона, на 38,8%. А валюты в страну завели на 38,3% больше - $4,6 млрд. В тройке лидеров украинского экспорта - зерно (37%), подсолнечное масло (27,3%) и семена подсолнечника (10,7%).
Основными покупателями нашей еды являются страны Азии (44,4%), Африки (28,6%) и ЕС (28,6%).
Всего до конца этого маркетингового года (июль 2017 года) Украина может экспортировать около 42 млн. т зерна, в том числе, 19 млн.т кукурузы, 17, 3 млн.т пшеницы и 565 млн.т ячменя.
Впрочем, перспективы побить или хотя бы повторить эти результаты тают на глазах.
По данным FAO (сельскохозяйственная организация ООН), в мире отмечается очередное снижение цен на зерновые. К примеру, стоимость пшеницы в апреле снизилась до 5% и варьируется от $182 до $190,75/т. В частности, наше причерноморские зерно торгуется по $182/т, что на 4,5% меньше, чем еще в марте.
Причина падения котировок - большое предложение пшеницы и хорошие виды на ее мировой урожай в новом сезоне.
Схожие тенденции отмечаются и на рынке кукурузы. В апреле она подешевела на 2%, до $156,8-171/т. На цены тоже давит будущий урожай.
Скажем, в Бразилии, где уже идет уборка цены на кукурузу, по сравнению с прошлым годом, упали на 40%, а в Южной Африке - на 50%.
В тренде сейчас рис, который, наоборот, дорожает: за месяц расценки поднялись на 2,5%. Ближний Восток активно закупает рис по $404,5/т. Но украинские аграрии могут лишь наблюдать за этим ажиотажем со стороны - как известно, эту культуру мы не экспортируем.
Даже при нынешних ценах Украина рискует потерять в новом сезоне почти $156 млн. только на пшенице и около $65 млн. на кукурузе. И это при условии, если сохранит нынешние экспортные объемы, чего, скорее всего, не будет.
По данным Минсельхоза США, в следующем маркетинговом году наша страна соберет 61,79 млн. т зерна против прошлогодних 66 млн.
Урожай кукурузы составит 28 млн.т, пшеницы 25 млн.т, ячменя - 7,4 млн.т.
Прогнозированный экспорт - 38, 3 млн.т, то есть, почти на 4 млн.т меньше, чем в этом сезоне. В деньгах при нынешних ценах это порядка $700 млн.
По грубым подсчетам, всего выручка Украины от экспорта будущего урожая может снизиться на $1 млрд., до $3,6 млрд.
Это лишь усилит негативные тенденции на отечественном аграрном рынке. Глава "Украинского общества экономических свобод" Марьян Заблоцкий говорит, что прибыльность сельскохозяйственного бизнеса уже и так упала. Если раньше хозяйства получали с каждого гектара $160 прибыли, то сейчас - в лучшем случае $100.
Маржу съедает нарастающая конкуренция за земли: агрохолдинги, пытаясь нарастить свои угодья, повышают плату за паи: за последние годы она выросла с $35 до $100/га в год. Плюс - рост цен на топливо, семена, агрохимию.
Впрочем, по мнению Заблоцкого, усиление конкуренции на этом рынке будет заставлять аграриев отправлять на экспорт как можно больше продукции. "Будут стараться продать как можно больше, так как это позволяет нарастить валютную выручку", считает эксперт.
Так что экспортные прогнозы экспертов могут и не оправдаться. Правда, в этом случае открытым остается вопрос - что же будет с ценами на продовольствие внутри Украины? К примеру, мука в стране, а за ней и хлеб, дорожают уже несколько месяцев кряду. Высок риск и подорожания мяса, ведь на корм скоту закупают фуражное зерно.
Тяжелый металл
Еще хуже обстоят дела у другого главного поставщика валюты в страну - металлургов. Причем, если аграриев лишь пугают надвигающимися бедами, у металлургов они уже начались.
Китай опустил мировые цены на металл еще в марте и они продолжают падать. К примеру, если в феврале 2017 года тел торговался по $438/т, то уже спустя месяц - по $425/т.
"В апреле цены на сталелитейное сырье синхронно снижались на всех региональных рынках. Слабый спрос на плоский прокат, падение спотовых цен на железорудное сырье, а также негативная динамика цен на металлолом послужили причиной удешевления чугуна. Поддержку рынку чугуна оказывает разве что низкое предложение из Украины, где крупнейшие производители испытывают острую нехватку сырья. За апрель цены на чугун из СНГ просели в среднем на $30-40/т", - рассказали в "Укрпромвнешэкспертизе" (УПЭ).
Эксперт "Укрпромвнешэкспертизы" Юрий Добровольский отметил, что в первую неделю мая цены на чугун были стабильными ($310-335/т). Покупатели не спешили размещать заказы, рассчитывая на снижение котировок, а поставщики не шли на уступки.
В середине мая возобновилось падения котировок и на металлолом. Причина - уход с рынка многих турецких предприятий. Они предпочли взять паузу и отказаться от контрактов в ожидании еще более благоприятных цен. "В итоге было заключено несколько сделок на поставку по $265-275/т", - отметили в УПЭ.
А во второй половине мая - июне цены на металлолом будут снижаться в связи с празднованием Рамадана в странах Ближнего Востока и Северной Африки, что снижает активность в строительном секторе в этом регионе.
Плюс - из-за блокады Донбасса наши металлурги сократили экспортные отгрузки в тоннаже, говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
В марте, по данным НБУ, поставки нашей металлопродукции на мировой рынок упали на 22%, до 1,7 млн.т на $750 млн. За аналогичный период прошлого года отгрузили 2 млн.т, хотя тогда заработали меньше - $550 млн. из-за более низкой цены ($272/т).
Пока квартальные показатели металлургов спасает благоприятная ценовая конъюнктура в начале года. Так, по данным НБУ, за первые 3 месяца 2017 года экспортеры заработали $2 млрд. против $1,4 млрд. годом ранее.
Но в тоннаже провал уже заметен. В первом квартале этого года отгрузили 4,8 млн.т, а в прошлом сезоне - 5,3 млн.т.
"Не исключено, что к середине года отрасль уйдет в минус не только по объемам, но и по деньгам", - допускает Александр Охрименко.
Ситуацию усугубляет рост себестоимости нашей металлургической продукции. С начала блокады предприятия закупают кокс в России и Польше, а он на 20% дороже донбасского.
Явно против наших металлургов и ситуация на мировом рынке. Недавно Индия инициировала в ВТО антидемпинговое расследование по полуфабрикатам. Индусы являются нашими прямыми конкурентами в этом сегменте и пытаются доказать комиссии Торгового клуба, что Украина продает свою продукцию по ценам ниже рыночных. Если этот аргумент признают, наших металлургов могут ждать санкции.
Сама Индия на днях ввела окончательные пошлины на холодный прокат из Украины на пять лет (предварительные действовали с 2016 года). Тариф составляет разницу между $594/т и таможенной стоимостью продукции.
Сгущаются тучи и на американском рынке. "Президент США Трамп настроен на протекционизм. И если в ходе проходящего сейчас антидемпингового расследования против нашего чугуна введет пошлины, это может сильно ударить по украинским металлургам. Ведь доля США в наших экспортных поставках чугуна составляет 35%", - говорит Охрименко.
Заменить американский рынок украинским металлургам будет нелегко, ведь конкуренция на мировых рынках сбыта только ужесточается, а главный козырь наших поставщиков - низкая цена - может исчезнуть из-за растущей себестоимости продукции.
Глава общественной организации «Европейский аналитический центр» Василий Голян считает, что украинский экспорт металлов в долгосрочной перспективе будет снижаться. "Украинские производители проспали "инновационный прорыв", который сделали крупные компании в период роста мировой экономики 2000-2008 годов, - говорит он. - И им с каждым годом будет все труднее конкурировать на мировом рынке. В частности, Бразилия наращивает и производство, и экспорт стали. Американский автомобилестроительный сектор имеет значительные запасы стали на складах и кризис ее перепроизводства в мировом масштабе возможен уже в этом году".