Британия преподнесла миру очередной сюрприз. Через год после "брексита", решения о выходе из Евросоюза, англичане оказались перед перспективой резкого разворота курса страны и прихода к власти радикального социалиста, которого обвиняют в симпатиях к России.
Прошедшие 8 июня парламентские выборы стали неудачными для власти. Правящая Консервативная партия (тори) лишилась абсолютного большинства. По экзит-поллам, консерваторы под предводительством 60-летнего премьер-министра Терезы Мэй получат 316 из 650 депутатских мандатов (до выборов партия имела 330). Оппозиционные лейбористы (партия труда) во главе с 66-летним Джереми Корбином взяли 261 мест — примерно на три десятка больше, чем у них было ранее.
"Крах большой игры Мэй" - заголовок The Times
Консерваторы лидируют, но эту победу эксперты называют пирровой: партия потеряла влияние, которое позволяло ей находиться у власти.
Британия "полевела"
Страна получила так называемый "подвешенный парламент" — то есть неизвестно, кто сформирует правительство. Это зависит от переговоров с обладателями "золотой акции" — либерал-демократами (у них 12 мест) и Шотландской национальной партией (35 депутатов). Также в парламент прошли демократическая юнионистская партия (Северная Ирландия) - 10 мандатов, "зеленые" - 1, другие - 12 (из них 4 места у валлийских националистов из Уэльса, 7 - у националистов Северной Ирландии плюс один самовыдвиженец).
Премьер Мэй поборется за право остаться у руля с Корбином, убежденным марксистом и противником НАТО, которого в британской прессе окрестили "агентом Кремля" за лояльное отношение к России. Он уже призывает Мэй уйти в отставку, но она отказывается "ради стабильности Британии". Впрочем, не исключено, что ей придется это сделать.
"Ситуация неопределенная, а это плохо для Британии и может привести к долгому периоду нестабильности. В любом случае, после этих выборов оппозиция очень окрепла, а страна полевела", — объясняет "Стране" Нэйл Лонгман, политический эксперт из Лондона.
Таблоид The Sun выбрал хлесткий заголовок "Mayhem", который можно примерно перевести как "удар по Мэй". Неологизм образован от игры слов с фамилией премьера Мэй и юридического термина mayhem - нанесение увечья, ещё может употребляться в значении волнения и беспорядки
После выборов в 2010 году лидер консерваторов Дэвид Кэмерон сумел сформировать коалиционное правительство с либеральными демократами, но сейчас такой сценарий аналитики называют менее вероятным. Либеральные демократы недовольны прошлым союзом с консерваторами, хотя и сделка с Корбином под вопросом.
Еще полтора месяца назад, когда Лондон объявил досрочные выборы, никто не ожидал такого крутого поворота в британской политике. Правящей партии прочили уверенную победу, более того, тори рассчитывали добавить себе мест в парламенте для свободы действий в переговорах по брекситу. Отрыв консерваторов от лейбористов составлял около 25%.
Но уже в мае власть начала резко терять рейтинги, а партия труда, наоборот, набирала популярность.
В случае отставки Мэй из-за провала на выборах среди кандидатов в новые лидеры тори называют Бориса Джонсона, нынешнего главу МИДа и экс-мэра Лондона, который был одним из ярых сторонников «брексита» и считается одним из лиц Консервативной партии. Некоторые прочат ему премьерское кресло.
"Если правительство не удастся сформировать, могут быть объявлены новые выборы. Если на них консерваторы отвоюют потерянные мандаты, то Джонсон может есть шанс возглавить кабмин", — полагает политолог Нэйл Лонгман.
Другие эксперты не верят в премьерские перспективы главы МИДа. "К Джонсону очень неоднозначное отношение как внутри партии, так и среди британцев. Он не избавился от чудаковатого имиджа, хоть после назначения в правительство стал вести себя серьезнее", — говорит журналист Пол Эдвардс.
Теракты, саудиты и брексит
Эксперты называют несколько факторов, повлиявших на исход выборов. Среди них — волна терактов в Британии, в которых погибли несколько десятков человек, самым крупным стал взрыв на арене в Манчестере в мае.
"Сыграл свою роль опубликованный в прессе компромат о том, что правительство скрывает доклад о поддержке Саудовской Аравией исламистов, которые устраивают теракты в Британии. А официальный Лондон, как известно, дружен с саудитами", — говорит Лонгман.
Часть англичан обвинила власть в неспособности предотвращать атаки.
Другой важный момент — "брексит". До сих пор неясно, как и на каких условиях Британия будет выходить из Евросоюза.
"Мэй обещала жесткий вариант развода с разрывом всех отношений с ЕС, а ее противник Корбин хочет расстаться по-доброму, сохранив максимум связей", — говорит "Стране" британский журналист Джозеф Харрис.
Такой подход больше нравится молодежи, которая хочет учиться и работать по всей Европе. К тому же, лидер лейбористов, помимо традиционных крайне левых лозунгов вроде национализации, обещает бесплатное высшее образование в Британии, где вузы считаются одними из самых дорогих в мире.
"Студенты набирают кредитов и оканчивают учебу с долгами в 50-60 тысяч фунтов (больше полутора миллиона гривен, — Ред.). Грубо говоря, Корбин обещает "молодежи — халяву, тракторы — крестьянам", — говорит Харрис.
Консерваторы тем временем настаивали на урезании социальных расходов и критиковали лейбористов в популизме, что, впрочем, не сыграло им на руку.
"Мэй не спасли даже леопардовые туфли"
Именно молодые люди, по мнению экспертов, во многом повлияли на исход выборов. "Лейбористы оказались более продвинутыми, они сумели достучаться до "миллениалов" (поколение 2000-х) через соцсети, в которых сейчас все сидят. Лайков на их странице намного больше, чем у соперников, их кампания была живее, ярче и ближе к людям", — говорит Харрис.
Предвыборную кампанию консерваторов называют провальной. "На этом фоне Мэй смотрелась очень скучно и блекло, ее не спасли даже знаменитые леопардовые туфли (известная история как премьер пришла на встречу с королевой Британии в леопардовых туфлях - Прим.Ред.), — продолжает наш собеседник. — Консерваторы и в соцсетях оказались консерваторами с постановочными фото и скупыми постами в Фейсбуке. Например, Мэй на вопрос о самой большой шалости в жизни призналась: бежала через пшеничное поле с друзьями. Да и вообще, премьер не любит публичных выступлений, ее упрекают в отрыве от реальности, а в такой сложный период, который переживает Британия, общение с людьми особенно важно. А вот Корбин идет в народ — выступал на улицах, футбольных стадионах".
Часть аналитиков называют досрочные выборы ошибочным решением Мэй. Как заметил бывший футболист Гэри Линекер, премьер "забила лучший гол в свои ворота в этом сезоне".
Поклонник Чавеса и СССР
Власть в предвыборной кампании сделала упор на борьбе с нелегальной миграцией и укреплении безопасности. Лейбористы, наоборот, поддерживают мигрантов.
"Корбин исповедует не просто социализм, он — убежденный марксист, типичный "красный" (кстати, традиционный цвет Лейбористской партии). В 60-70-х он ненавидел США и любил СССР, — говорит британский журналист Пол Эдвардс. — Выступает против участия Британии в войне в Сирии и за выход из НАТО. Да и вообще он незаурядный политик, нетипичный для Англии. В юности он пару лет жил в Латинской Америке, одна его жена была чилийкой, другая — мексиканкой. Не зря Корбин симпатизировал венесуэльскому диктатору Уго Чавесу и выступает за сотрудничество с Россией, хоть и симпатиком Кремля его не назовешь".