1. Состоялся ли референдум в Нидерландах?
Явка на референдуме в Нидерландах колеблется на уровне 32%, а это значит, что референдум можно считать состоявшимся. И экзит-полы, и данные избиркомов говорят, что более 60% пришедших на избирательные участки высказались против подписания соглашения об ассоциации Украины и ЕС. Таким образом, можно констатировать разгромное поражение сторонников Ассоциации.
2. Почему большинство избирателей проголосовали против ассоциации с Украиной?
С самого начала, проведение этого референдума лоббировали организации, скептически настроенные к европейской интеграции Украины, в частности, Комитет граждан ЕС и Партия Свободы. В своих заявлениях они говорили, что вслед за Ассоциацией и безвизовым режимом последует увеличение притока украинских граждан в их страну. Также они неоднократно подчеркивали, что из-за ситуации в Украине ухудшились отношения Европы и России, что привело к убыткам аграрного сектора Нидерландов на сумму свыше 300 млн евро.
Наконец, голландцев пугали войной, коррупцией и прочими бедами в Украине (и офшоргейт с президентом Порошенко в немалой степени эти страхи подогрел). А главным аргументом голосовать против была угроза, что Украина, после Соглашения об ассоциации с ЕС, вступит в Евросоюз и налогоплательщикам Нидерландов придется ее содержать, а также принимать беженцев и гастрабайтеров. Наконец, инициаторы референдума играли на тезисе о том, что евробюрократы попытались принять решение за голландцев - нужна ли Ассоциация Украины с ЕС или не нужна.
То есть, грубо говоря, голосовали на референдуме не столько против Ассоциации с Украиной, сколько против евробюрократии и расширения ЕС. Нельзя также не отметить широкую финансовую поддержку, которую оказывали некие меценаты инициаторам референдума. Злые языки поговаривают, что без щедрой "руки Москвы" здесь не обошлось. Впрочем, инициаторы голосования эти обвинения отметают.
Украинские власти, при финансовой поддержке фонда Сороса, хотя и вели активную кампанию, перебить аргументы противников не смогли. Да и многие приемы были довольно сомнительными. Например, ради чего было устраивать велопробег в поддержку Ассоциации во главе с министром иностранных дел Украины Климкиным? Как это могло убедить голландцев проголосовать на референдуме правильным образом?
Более того, политолог Владимир Корнилов, ныне живущий в Нидерландах, считает, что именно активная кампания украинских властей и сыграла ключевую роль в том, что референдум вообще состоялся. Она привлекла повышенное внимание к этому мероприятию, благодаря чему явка превысила 30%.
"Украинские власти решили уйму денег вбухать в бездарную кампанию. И кстати, так до конца и не врубились в то, что им выгоднее призвать своих сторонников не ходить на участки. Ну, так и кто ж тут больше вреда и ущерба Украине нанес?"– задается вопросом Корнилов.
3. Какими будут правовые последствия референдума?
Берт Маан, бывший судья Апелляционного суда Амстердама, уже пояснил журналистам, что в настоящее время Соглашение об ассоциации Украины и Европейского союза находится в нератифицированном состоянии. После признания референдума состоявшимся, правительство Нидерландов будет обязано будет подготовить для внесения в парламент законопроект о денонсации соглашения с Украиной. Если за это проголосует парламент, будет введен бесповоротный отказ от Ассоциации.
Проигнорировать мнение избирателей голландские политики не смогут. Менее, чем через год, в марте 2017 года в королевстве пройдут парламентские выборы и поэтому большинство партий публично заявили, что правительство страны должно действовать в соответствии с волей избирателей.
Далее, решение о денонсации соглашения с Украиной Нидерландами будет подано в Европейский парламент. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заявил, что если явка действительно превышает 30%, то закон "О ратификации Соглашения об ассоциации с Украиной" теряет силу.
Какие дальнейшие меры собирается принять правительство, Рютте не смог спрогнозировать. "Результаты будут обсуждаться в правительстве, и необходимо будет вновь говорить о договоре в парламенте и в Брюсселе. Правительство хочет найти решение, приемлемое для всех сторон", - так сказал премьер после объявления экзит-полов.
Отметим, что Соглашение об ассоциации Украины и ЕС не считается вступившим в силу до тех пор, пока его не ратифицируют все страны Евросоюза. Между тем, оно, это Соглашение, уже реально действует. В частности, функционирует Зона свободной торговли Украины и ЕС. Поэтому голландский референдум создает действительно сложную правовую коллизию.
Некоторые голландские эксперты не исключают, что правительство и руководство ЕС попытаются выкрутиться из этой ситуации тем, что парламент Нидерландов сначала денонсирует ратификацию, а потом правительство внесет этот вопрос в парламент заново. Но сопроводив, при этом, ратификацию рядом условий. Например, оговорив отсутствие финансовых обязательств Нидерландов, или особые условия допуска украинских товаров на голландский рынок. И, в таком виде, депутаты вновь ратифицируют Соглашение, дав понять, что они учли мнение, высказанное гражданами на референдуме.
4. Какими будут политические последствия референдума?
Если юридически руководство Нидерландов и ЕС еще как то могут найти вариант не денонсировать Соглашение об ассоциации, то в политическом плане последствия референдума игнорировать будет невозможно.
В общеевропейском масштабе он означает победу евроскептиков над еврооптимистами. Сторонников консервации Союза в его нынешних границах или даже выхода из него отдельных, наиболее богатых, стран над сторонниками расширения ЕС.
"Такое количество людей, высказавшихся против ассоциации с Украиной в Нидерландах, может спровоцировать подобные процессы в других государствах Евросоюза. И европессимистам по всей Европе это даст картбланш, что ситуация меняется в их сторону", - считает украинский политолог Руслан Бортник.
Европейские чиновники также неоднократно говорили, что отрицательные результаты голосования в Нидерландах укрепят позиции евроскептиков, которые и так в последнее время набирают силу на фоне роста террористической угрозы и миграционного кризиса внутри Европы.
"Граждане Европы злятся и обвиняют ЕС во всем, что идет не так", — отмечал бывший глава МИД Нидерландов и экс-генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер.
Применительно к Украине результаты референдума окончательно относят на неопределенно долгий срок решение вопроса о перспективе вступления нашей страны в ЕС.
Впрочем, эта перспектива и до референдума была очень туманной. Гораздо важнее более прикладной аспект. Итоги голосования в Нидерландах дадут дополнительные аргументы тем силам, которые считают, что ЕС не должен однозначно становится на сторону Украины в конфликте с Россией, а с самой Москвой нужно восстанавливать отношения и отменять санкции.
Соответственно, можно ожидать ужесточения переговорной позиции европейцев по важнейшим для нашей страны вопросам - реализация минских соглашений, оказание финансовой и экономической помощи. Украине нужно будет кардинально пересматривать свою политику с ЕС и его крупнейшими членами, чтобы нащупать новую точку совпадения интересов.
5. Как референдум в Голландии отразится на ситуации в Украине?
Позиции евроскептиков теперь усилятся не только в Голландии, но и в Украине. Политики, которые и ранее утверждали, что не стоит надеяться на благосклонность Европы, а нужно рассчитывать на свои силы, отстаивать национальные интересы в диалоге с ЕС, а также нормализовать отношения с Россией, получат дополнительные аргументы.
В среде же еврооптимистов можно ожидать нового витка междуусобной борьбы. И она уже началась в соцсетях. Так, самый известный еврооптимист нынешнего парламента Мустафа Найем уже прямо возложил ответственность за провал референдума на президента Петра Порошенко. "Независимо от того, какой будет окончательная явка на референдуме в Нидерландах, его результат - это приговор лично Петру Порошенко, - пишет на своей странице в ФБ Мустафа. - Не стране, не войне, не жителям Нидерландов. Это приговор президенту страны, который, имея все полномочия, в течение двух лет системно и настойчиво между прошлым и будущим выбирал прошлое; который, вопреки воплям людей и своим же декларируемым лозунгам, выбирал в партнеры "элиту" и олигархов, а не гражданское общество и новое поколение".
В ответ ряд сторонников президента обвинили самого Мустафу, а также его соратника Сергея Лещенко в том, что это они своей постоянной критикой украинской власти лили воду на мельницу противников Соглашения.
Впрочем, еврооптимисты рангом пониже, далекие от высокой политики, пребывают в плохо скрываемом унынии. Вот как сформулировал свои мысли после голландского референдума журналист Алексей Давыденко в своем ФБ:
"Ради Европейского будущего мы вышли на Майдан. Ради Европейского будущего мы потеряли Небесную Сотню. Ради Европейского будущего мы лишились Крыма. Ради Европейского будущего мы получили войну на Донбассе. Ради Европейской Украины мы сделали свой выбор два года назад, вы - сегодня! Не Порошенко хотел безвизовый режим, безвизовый режим ждали 40 миллионов украинцев. Когда после подписания Соглашения об Ассоциации нам стали чаще отказывать в шенгенских визах - мы удивлялись. Когда после начала действия Зоны Свободной Торговли, мы открыли свой рынок для Европы, но так и не приобрели Европейский - мы удивлялись. Теперь все встало на свои места. Спасибо, что набрались смелости и прямым текстом послали нас нах@й".