14 июля коллегия судей Апелляционного суда Киева в 10-00 соберется на заседание, где будет рассматривать ходатайство представителей прокуратуры в части пересмотра ранее избранной в отношении главного редактора "Страны" Игоря Гужвы меры пресечения.
Прокуроры настаивают на увеличении суммы для "выкупа" (то есть залога) журналиста более чем в шесть раз - вплоть до 3,2 млн. грн. Защита Гужвы с этим не согласна и указывает на ряд процессуальных ляпсусов и кулуарных договоренностей, которые сопровождают дело.
Наши собеседники указывают, что время для новой атаки на главреда "Страны" выбрано точно так же не случайно, как и назначенные персоналии судей, именуемых юристами "расстрельной тройкой".
Прозрачность и гласность - главные козыри, которые есть в распоряжении журналистов в противостоянии с коррупционной системой. Поэтому "Страна" восстановила хронологию апелляционной эпопеи #Гужвагейта, отвечая на главные вопросы о происходящем.
1. Чего хочет прокуратура в апелляции и законны ли ее требования?
Сразу после оглашения 24 июня вердикта судьи Шевченковского райсуда, который избрал для главреда "Страны" меру пресечения в виде залога в размере 544 тыс. грн, прокуратура Киева его оспорила. Такое право у ведомства действительно есть, но суть поданных претензий гособвинения базируются на весьма вольной трактовке законов.
Пресс-секретарь столичного надзорного ведомства Надежда Максимец заявила, что по мнению прокурора назначенный размер залога якобы недостаточен для "обеспечения надлежащего процессуального поведения подозреваемого".
Защита Гужва утверждает, что за этой корявой формулировкой из "юридического новояза" скрывается подмена понятий.
По словам адвоката главреда "Страны" Юрия Иващенко, Уголовно-процессуальный кодекс допускает возможность изменить саму меру пресечения, но никак не ее содержание. Описанной прокурорами процедуры оспаривания суммы залога попросту не существует в законодательстве.
"Дело в том, что прокуратура никак не может обжаловать непосредственно размер залога. Прокуратура может внести апелляцию на саму меру пресечения. Например, потребовать не домашний арест, а взятие под стражу", - говорит Иващенко.
Невзирая на это, Апелляционный суд Киева принял к рассмотрению ходатайство прокуроров.
2. Почему слушание отсрочили до 14 июля?
Изначально рассмотрение производства в Апелляционном суде Киева было назначено на 4 июля, но оно так и не состоялось. Официально причиной отсрочки назван тот факт, что материалы дела не поступили в назначенный срок из Шевченковского райсуда.
Но существует и другая версия. Она связана с тем, что 3 июля журналисты "Страны" обратились за защитой от преследования к послам "большой семерки" в Украине. Согласно этой версии, не рискуя ввязываться в еще больший скандал, власти решили поставить дело на паузу и подождать, пока стихнет накал страстей вокруг резонансной темы с попытками давления на независимое СМИ.
Теперь же, выждав время, власть имущие вновь пытаются играть мускулами.
3. На чем основываются требования прокуроров увеличить залог в 6 раз?
На уровне прокуратуры озвучиваются лишь официальные формулировки относительно того, что избранный размер залога для Гужвы якобы не позволяет обеспечить необходимое процессуальное поведение главреда "Страны". Что скрывается за ними, рассказал на своей странице в Facebook сам журналист.
Это не вновь выявленные обстоятельства дела, а фейковые доказательства.
В частности, главным аргументом для установления залога на уровне 3,2 млн. грн. прокуратура заявляет два комплекта билетов, которые были выявлены при обыске у Гужвы. Один из них - авиабилет его сына, который планировал отправиться нынешним летом в языковой лагерь. Но в прокуратуре почему-то трактуют его как некую попытку главреда "Страны" покинуть Украину и скрыться от правосудия.
Что же касается второго комплекта билетов, то они выписаны на имя Гужвы и взяты на поезд до Славянска. Причем о планировании этой поездки к своим родителям журналист ранее уведомил судью в установленном законом порядке, о чем есть его соответствующее заявление, зарегистрированное в канцелярии Шевченковского районного суда города Киева (где слушается второе сфабрикованное дело против Гужвы - по неуплате налогов).
4. Кем и как курируется "дело Гужвы" в судах?
По словам адвоката Андрея Смирнова, заместитель главы АП Алексей Филатов, которого называют "смотрящим" за работой судов, активно в режиме "телефонного права" давит на судей Апелляционного суда по делу Игоря Гужвы.
Так, Филатов передавал требования главе Апелляционного суда Киева Ярославу Головачеву о том, что главред "Страны" обязательно должен проиграть апелляционное слушание. Для реализации этого плана был подобран такой состав коллегии судей, который не посмеет перечить указаниям Банковой. После придания этой информации огласке, в АП скорректировали свои действия. Причем в сторону ужесточения прессинга.
В итоге, 12 июля стало известно, что в составе ранее назначенной коллегии судей по делу Гужвы была произведена замена. И в состав "тройки" был введен Олег Глиняный, к которому имеется целая масса претензий у юристов и общественности.
Выяснилось, что Глиняный является абсолютным рекордсменом столичной апелляции по количеству заявленных к нему жалоб. Но невзирая на наличие в его действиях прямого конфликта интересов, ведь его сын работает в структуре ГПУ, служитель Фемиды продолжает отправлять правосудие.
И намерен слушать дело главреда "Страны".
5. Есть ли у власти "план "Б"?
Юристы, знакомые с материалами сфальсифицированного уголовного производства о якобы вымогательстве денег
главредом "Страны", уверены - дело не имеет никакой перспективы. По данным наших источников, осознают скорое фиаско в этом вопросе и в Админстрации президента. Но задачу прекратить кошмарить "Страну" с представителей силового блока никто не снимал и не планирует этого делать.
Напротив, в историю заводят новых и новых фигурантов.
После "прокурорского конфуза" имени Юрия Луценко, к поиску копромата на Гужву активно подключили СБУ. По информации главреда "Страны", ведомство Василия Грицака хочет объявить журналисту подозрение по "тяжелым" статьям УК, подследственным Службе и по которым отсутствует мера пресечения в виде залога.
"Не так давно состоялось по мне небольшое совещание представителей различных силовых структур и Администрации президента, - пишет на своей странице в ФБ Игорь Гужва. - Силовики высказали скепсис относительно перспектив дела о вымогательстве в виду слишком уж грубой его фабрикации. Представители АП выразили крайнее недовольство такой позицией. По итогу совещания сошлись на трех пунктах. Первое - максимально надавить на апелляционный суд с целью удовлетворения запросов прокуратуры по залогу и, возможно, новому взятию под стражу. Чтоб, так сказать, заякорить меня. Второе, с учетом перспективы развала дела по вымогательству, параллельно попытаться сделать меня подозреваемым по другим, более тяжелым, статьям УК, которые находятся в подследственности у СБУ (например, вернуться к делу о сепаратизме, которое против меня фабриковали еще с конца прошлого года). Третье - с целью реализации пункта 2, завести в уголовный процесс по мне СБУ".
Гужва говорит, что новая тактика давления на редакцию уже начала реализовываться. Первым шагом для этого стало ходатайство в Печерский райсуд города Киева со стороны СБУшников на изъятие "вещдоков" и оргтехники, которые якобы были "обнаружены" во время налета полиции на редакцию.
"Первый запрос, который СБУ мотивировала якобы моей причастностью к сепаратизму (статья 110 УК), судья отклонил. И в тот же день (!), уже к другому судье, пошел второй запрос, но с иной мотивировочной частью. Чекисты оперативно обнаружили новое ужасное преступление! В ходатайстве было написано, что в ходе "обыска" у нас в редакции была найдена флешка, на которой якобы содержатся электронные документы, которые составляют... государственную тайну. А следовательно, есть "состав преступления" по статье 328 УК (разглашение гостайны). И на сей раз суд покорно это ходатайство удовлетворил", - отмечает главред "Страны".
С одной стороны, все это само по себе является фактическим доказательством фабрикации "прокурорского" дела о якобы вымогательстве взятки главредом у "радикала" Дмитрия Линько.
А с другой, в очередной раз позволяет осознать весь масштаб явления, которое уже окрестили как #нечуванасвободаслова в Украине сегодня.
Что подтверждает заказной и политический характер дел, которые пачками шьют против "Страны" силовики по приказу Банковой.