В Минске состоялась первая встреча специального представителя Государственного департамента США по Украине Курта Волкера и помощник президента России Владислава Суркова, на которой обсуждались пути урегулирования конфликта на Донбассе.
По мнению экспертов "Страны", несмотря на технический характер переговоров, они позволяют сторонам составить мнение друг о друге и оценить перспективы поиска компромисса. При этом последний не является таким уж фантастическим вариантом даже несмотря на все более напряженные отношения между Россией и США по многим направлениям.
Свежие идеи из Минска
Как сообщала "Страна", встреча проходила в закрытом для прессы режиме и по окончанию ее участники сделали лишь заявления общего характера. "Мы согласились, что текущая ситуация на юго-востоке Украины не может устраивать ни конфликтующие стороны, ни внешние силы, содействующие урегулированию", - цитирует ТАСС Суркова.
По его словам, участники встречи не ставили под сомнение "приверженность Минским соглашениям". "Напротив, обе стороны предложили свежие идеи и новаторские подходы к их реализации", - добавил Сурков.
По его словам, договорились также о темах для обсуждения на следующей встрече. "Согласились с тем, что мирный процесс и на политическом треке, и в сфере безопасности может и должен идти быстрее", - отметил помощник президента России.
"Хорошая встреча", - подытожил он.
"Встреча была сдержанной, носила скорее рабочий ознакомительный характер. Стороны с уважением, внимательно выслушали позиции друг друга", - сообщил российскому агентству "Интерфакс" некий источник, знакомый с ходом переговоров.
На момент публикации этого материала Волкер еще не прокомментировал встречу.
Неудобные собеседники
Перед переговорами издание "Wall street journal" спрогнозировало со ссылкой на неназванного американского чиновника, что целью Волкера на переговорах будет выяснить готовность Кремля двигаться от статус-кво в сторону решения конфликта на Донбассе.
До этого Волкер потратил около месяца на встречи в Украине и в Европе, посвященные той же теме конфликта на Донбассе. Как считает аналитик украинского Института мировой политики Николай Белесков, его беседа с Сурковым стала "завершающим аккордом" первого этапа работы американского представителя по выяснению позиций сторон, имеющих отношение к ситуации, касательно того, что можно сделать для активизации процесса урегулирования и какие шаги должны сделать непосредственно США.
"У администрации нынешнего американского президента Дональда Трампа, у которой очень плохие отношения с "наследием" администрации его предшественника Барака Обамы, и там хотят иметь свой взгляд на вещи, в том числе и по ситуации на Донбассе. Это вполне нормально. В том числе, Волкер работают над тем, чтобы чуть ли не с нуля сформировать мнение об этом вопросе", - сказал экс-спикер МИД Олег Волошин "Стране".
Как полагает Белесков, Волкер оказался сложным собеседником для своего российского визави.
"Если посмотреть на его интервью, то посол Волкер по меньшей мере четыре раза говорил о необходимости восстановления "территориальной целостности и суверенитета Украины" на востоке, в том числе и, как о предпосылке для проведения выборов в ОРДЛО (Отдельные районы Донецкой и Луганской областей – Прим.Ред.). Следует упомянуть и то, что, по словам Волкера, Российская федерация, в том числе, должна изменить свой подход к урегулированию, чтобы он был успешным", - написал Белесков на своей странице в Фейсбуке.
В тоже время Сурков, как думает эксперт, вероятнее всего, старался убедить спецпредставителя Госдепа в необходимости давления на Киев, чтобы тот приступил к выполнению политической части Минских соглашений, прекратив их саботаж, как считают в Москве.
Другой важный для Суркова вопрос, по мнению Белескова – позиция США касательно поставок Украине летального оборонительного вооружения. Это неудивительно: по сообщениям американской прессы, Пентагон и Государственный департамент добиваются одобрения Белого дома планов поставок Украине противотанковых ракет и другого вооружения, что Россией воспринимается как подстрекательство.
Интрига закручивается
Из-за разности взглядов и подходов участников встреча в Минске получилась, скорее, техническая. Тем не менее, она усиливает интригу насчет дальнейшего развития событий.
"Настоящей интригой будет то, какие следующие шаги будут предпринимать американцы для того, чтобы сдвинуть с места процесс урегулирования… Будет ли попытка на практике перезапустить процесс вообще, ведь не исключено, что Курт Волкер может прийти к пониманию бесперспективности такого шага из-за взаимной исключительности позиций Украины и РФ? И что будут готовы сделать американцы, чтобы гарантировать эту самую безопасность и территориальную целостность Украины на востоке для начала политической части урегулирования? И, в конце концов, они смогут что-либо сделать (в плане обеспечения "Минска" - Прим.Ред.), ведь нынешняя администрация в США не демонстрирует особой способности принимать и успешно реализовывать наработанные стратегии?" - пишет Белесков, прогнозируя, что ответы на эти вопросы появятся не раньше чем через несколько следующих месяцев.
Экс-спикер МИД Волошин отмечает: без привлечения Украины к переговорам с мертвой точки не сдвинуться. Но позиция Вашингтона может сыграть решающую роль. "Прорыв будет, если американцы поставят на решение проблемы, а не просто на поддержку украинской позиции. Поддержку же можно оказывать еще и пять, и десять лет, а конфликт при этом будет тлеть", - спрогнозировал Волошин.
В свою очередь, политический аналитик Дмитрий Корнейчук утверждает, что прорыв в Минском процессе вполне возможен, а встреча Волкера с Сурковым как раз и работает на него.
"Оба они (Волкер и Сурков – Прим.Ред.) - это "орговики", миссия которых - подготовка к "Нормандской встречи" с уже готовыми решениями и обязательствами по "Минску". Которые поддержат единогласно лидеры "Нормандской четверки". А далее - последует "прорыв" в выполнении Минских соглашений. Поэтому конкретика переговоров Волкера и Суркова и держится в тайне. Чтобы противники "Большой сделки" в США, России и Украине не могли ее сорвать. И о чем стороны конкретно договорились мы узнаем уже по итогам встречи лидеров "Нормандской четверки". Некоторые аспекты уже озвучивал в Киеве глава Госдепа Рекс Тиллерсон. В частности - контроль ОБСЕ за всей границей между "ЛДНР" и Россией, что позволит провести местные выборы на Донбассе. А также вывод большей части российской тяжелой военной техники. При условии соответствующего отвода вооружений украинской армией. Думаю, обсуждается также вопрос отстранения от власти одиозных Захарченко и Плотницкого (лидеры самовозглашенных "ДНР" и "ЛНР" – Прим.Ред.). Они просто не выставят свои кандидатуры на местных выборах. Важный аспект – это срочное восстановление экономических связей между Украиной и Донбассом", - говорит эксперт.
Как сообщал Госдепартамент после встречи в Минске в маршрутном листе Волкера – визит в Вильнюс, где он также обсудит украинскую ситуацию. А 23 августа спецпредставитель присоединится в Киеве к министру обороны США Джеймсу Мэттису для участия в переговорах с руководством Украины. Верятно на них и обсудят предметно итоги встречи Волкера и Суркова.
Что мешает договориться?
Напомним, что Сурков ранее уже имел контакт с представителями Госдепа США, правда, еще при прежней администрации в Вашингтоне. В начале прошлого года он встречался с Викторией Нуланд.
Именно после тех встреч заговорили о том, что США и Россия в общем и целом согласовали план по которому Вашингтон уговаривает Киев проголосовать за необходимый пакет законов для выполнения политической части Минска-2 (амнистия, выборы, особый статус), а Россия, в свою очередь, обязывалась передать контроль над границей и уйти с Донбасса после того как пройдут выборы и вступят в силу изменения Конституции по особому статусу.
Однако эта схема была поломана из-за сопротивления значительной части украинской элиты. "Народный фронт" тогда заявил, что не намерен голосовать за особый статус. Выступили против и большинство других фракций (кроме "Оппозиционного блока").
Было ли это "непослушание" экспромтом, либо согласованным с Банковой маневром, но оно позволило Порошенко объявить США, Германии и Франции, что Рада не готова голосовать за "минский" пакет законов.
Вместо этого, Украина предложила другую поледовательность: в начале должен быть полностью прекращен огонь, потом передан контроль над границей, а потом уже будет обсуждаться "особый статус" и прочие политические вопросы.
Но с такой логикой, естественно, не согласились Россия и сепаратисты. С тех пор (то есть, с весны 2016 года) минский процесс и находится в глубоком тупике из-за категорического несовпадения позиций сторон.
Сможет ли вывести из него "новаторский" подход, который обсуждался на встрече Суркова и Волкера, увидим, вероятно, в самое ближайшее время.