Первые разногласия в Кабмине: Розенко VS Черныш
Субботние заявления министра оккупированных территорий Вадима Черныша и министра соцполитики Андрея Ревы о том, что необходимо возобновить соцвыплаты жителям самопровозглашенных ДНР и ЛНР, получили широкий резонанс. Настолько широкий, что вчера их прокомментировал бывший министр соцполитики Павел Розенко, ныне поднятый до уровня вице-премьера по все тому же направлению.
Розенко дезавуировал заявления своих подчиненных, однозначно сказав, что «ни одна копейка из государственного бюджета Украины или из Пенсионного фонда не попадет в карманы террористов». Впрочем, прямым опровержением это не назовешь: Черныш и Рева не говорили о том, что пенсии и другие соцвыплаты разрешат выплачивать на неконтролируемых территориях, – они сказали, что любой украинский пенсионер имеет право получать пенсию, вне зависимости от места регистрации. То есть, по сути, новые министры предложили легализовать возможность приезда донецкого пенсионера в Славянск за деньгами и возвращение обратно.
Однако Розенко выступил и против этого. Он заявил, что продолжит, совместно с СБУ, вычислять граждан, которые фиктивно зарегистрировались на контролируемой территории, приезжая туда только за пенсией или соцвыплатами.
Какую линию займет Кабмин в целом, пока непонятно. С одной стороны, Розенко по статусу выше Черныша и Ревы. С другой – в этом Кабмине он является одним из осколков прошлого состава, в то время как его оппоненты – ставленники нового премьера. При этом все трое находятся в правительстве по квоте Блока Порошенко. Собственно, именно Порошенко и придется их рассудить.
Украина жалуется на Россию в ВТО
Украина обратилась с заявлением к Всемирной торговой организацией с просьбой повлиять на Россию, которая с 1 января ввела ограничения на транзит украинского экспорта через свою территорию. В следствие этого экспорт в страны Закавказья и Средней Азии упал с начала года на 48-49%.
Ограничения стали следствием введения в действие с 1 января 2016 года зоны свободной торговли Украины с ЕС. Москва объясняет свои санкции тем, что под видом украинских товаров теперь на российскую территорию могут попадать европейские товары, завозимые в Украину по низким пошлинам.
Ничего нового в этом для украинской власти нет. Предупреждение о подобных действиях Киев получил еще летом 2013-го, причем в качестве промо-акции на российской таможне две недели показательно устраивали усиленные досмотры украинского экспорта.
Именно страх перед подобными последствиями вынудил Януковича и Азарова осенью 2013-го отказаться от Соглашения об ассоциации с ЕС. Нынешняя власть шла на это соглашение сознательно, соответственно – сознательно шла и на риск российских санкций.
Безусловно, повод для этих санкций надуманный, но тот же Азаров еще в 2013 году понял, что против этого лома нет приема. ВТО уже недавно заявила, что неторговые ограничения (особо пристальный досмотр, фитосанитарная инспекция) не являются предметом ее разбирательств. А потому украинское заявление перспектив не имеет. Товаропроизводителям придется пытаться переориентироваться на европейский рынок. Если, конечно, товар конкурентоспособен и квота по беспошлинному экспорту в ЕС еще не закончилась.
Америка оружия не даст
Власти США еще раз подтвердили, что не планируют поставлять Украине летальное оружие. Как заявила постоянный представитель США в ООН Саманта Пауэр, Штаты не делают этого, чтобы не провоцировать эскалацию конфликта в Донбассе.
«В Белом доме считают, что военное решение конфликта было бы катастрофой для всех... Удвоив ставки и предоставив Украине больше оружия, мы получим больше боли для украинцев. Пострадает гораздо больше людей», – отметила она. По мнению Пауэр, сколько Штаты не поставили бы оружия Киеву, Москва все равно имеет возможность поставить еще больше.
Из этой логики вытекает и та поддержка, которую Вашингтон оказывает усилиям Берлина и Парижа, настаивающих на выполнении Минских соглашений. Однако давление самих Штатов на украинскую власть, похоже, недостаточно сильно, поскольку ни одного шага, предписанного соглашениями, украинские парламент и правительство не предприняли.
Минобороны новую мобилизацию не планирует
Несмотря на тупик в выполнении Минских договоренностей, Минобороны настроен весьма оптимистично в отношении ситуации на Донбассе. Вчера министр обороны Украины Степан Полторак заявил, что необходимости в проведении очередной волны мобилизации на сегодняшний день нет.
Обуславливается это заявление, прежде всего, успешной (по данным Минобороны) кампанией по комплектованию армии контрактниками. Как сообщил все тот же Полторак, на данный момент на контракт записалось 20 тысяч человек, и министерство рассчитывает, что каждый месяц к ним будет прибавляться 5-7 тысяч. Правда, при этом он не уточнил, на какой цифре планируют остановиться.
Все эти расчеты исходят из того, что обострения ситуации на востоке страны не будет. Впрочем, практика последних волн летом прошлого года показала, что резерв для мобилизации уже практически исчерпан. Даже отлавливая призывников в транспорте в Харькове или на предприятиях в Запорожье, военкоматы не могли выполнить план и на 50%. Поэтому контрактники для власти сегодня являются, по сути, единственным выходом в любом случае. Тем более, что экономическая ситуация продолжает ухудшаться, и желающих служить за 7 тысяч гривен в месяц по-прежнему будет немало.
Российские спецназовцы получили приговор вслед за Савченко
Поставлена точка в процессе над захваченными в плен российскими спецназовцами Евгением Ерофеевым и Александром Александровым. Вчера оба получили по 14 лет от Голосеевского суда столицы. Впереди, возможно, будут апелляции, но они вряд ли ничего не изменят.
Приговор Александрову и Ерофееву является политической «ответкой» на политический же приговор Надежде Савченко в России. Не случайно процесс завершился менее чем через месяц после оглашения приговора украинке.
Украинская власть поступает симметрично. Пока Савченко была подсудимой, в аналогичном статусе находились и россияне, которых публично предлагали поменять на экс-бойца «Айдара». Теперь их вновь уравняли в статусе – только осужденных.
Однако до сих непонятно состоится ли этот обмен. Из России до того неоднократно намекали, что обмен на Савченко Алпександрова и Ерофеева слишком мелкий масштаб проблемы. Вероятно, у российской стороны будут встречные предложения.