О чем Трамп говорил с Порошенко
Вчера у президента Порошенко был, пожалуй, самый главный день его визита в США. Важнее, чем позавчерашние выступления на Генассамблее ООН и в Совете безопасности. Вчера Порошенко встречался с Трампом, и эта встреча должна была продемонстрировать, что между Штатами и Украиной снова полное взаимопонимание.
Произошло ли это? Однозначный ответ дать трудно. В принципе, президент США уже в своей ооновской речи дал понять, что на данный момент занимает проукраинскую позицию. И это было подтверждено тем, что встреча Трампа с Порошенко продлилась целый час. Янукович у Обамы никогда такой чести не удостаивался – там все проходило максимум минут за 15. Да и прошлая, дебютная встреча нынешних президентов США и Украины была скорее протокольной.
Разница между июньской встречей Трампа с Порошенко и нынешней показала, что отношение Белого дома к украинскому вопросу кардинально изменилось. Похоже, Трамп под давлением вашингтонского истэблишмента отказался от предвыборных планов сближения с Россией.
С другой стороны, выйдя от американского президента, украинский не сообщил чего-то такого, что можно было бы назвать новым этапом американо-украинских отношений. Самый главный посыл: Штаты поддерживают украинский формат миротворческой миссии в Донбассе, то есть их размещение по всей неконтролируемой территории. Однако это уже и так было известно из заявлений Волкера, но непонятно, что на практике дает эта поддержка, если Россия на такой формат не согласна.
Поэтому общий вывод: украинскому президенту оказали декларативную поддержку, но не пообещали ничего конкретного. Конкретные разговоры, скорее всего, будут у Волкера с Сурковым, но какой результат они дадут – пока неизвестно.
Зато Трамп заинтриговал сообщением о "многих американских компаниях", которые идут в Украину и посоветовал Порошенко "хорошенько о них позаботиться". Что за компании - непонятно. Если это будут очередные поставщики какого-либо американского товара (вроде угля из Пенсильвании) - то для Штатов это, конечно, большой плюс. А вот для Украины достижение, мягко говоря, сомнительное.
Рада провалила сроки пенсионной реформы
Пока президент находится за границей, Верховная Рада постепенно погрузилась в очередной кризис. Внешне, правда, она вроде как работает, но результативность нулевая. Вчера депутаты продолжили рассматривать очередную судебную реформу, которой занялись еще во вторник, но к концу дня так и не закончили это рассмотрение. А за предложение продолжить работу до последнего пункта повестки дня голосов не хватило – и, собственно, именно это голосование показало наличие кризиса коалиции.
Дело в том, что главным пунктом повестки дня была вовсе не судебная реформа, а пенсионная. Эта неделя – последняя в сентябре, а пенсионную реформу, согласно планам правительства, нужно было принимать до 1 октября – поскольку именно с этой даты Гройсман неоднократно обещал повысить пенсии большинству пенсионеров, сделав их перерасчет. Теперь этим планам не суждено осуществиться – и премьер будет иметь полное право говорить о саботаже со стороны парламента. Точнее, со стороны части коалиции.
Правда, и Гройсман в этом вопросе не совсем искренен. Дело в том, что обещанное им осовременивание пенсий вовсе не обязательно проводить через парламент. Все необходимые законы для этих перерасчетов давно приняты, больше того – правительство без всяких новых законов должно производить осовременивание ежегодно. Однако оно не проводилось уже пять лет.
Так что на самом деле у правительства уже сейчас есть все возможности, чтобы пересчитать пенсии к 1 октября. Но возникает одна сложность: пенсионную реформу ради красивой обложки назвали законом о повышении пенсий – и осовременивание было единственной популярной нормой этого закона, прикрывавшей и повышение страхового стажа, и снижение коэффициента для начисления пенсий. Если Гройсман сейчас проведет осовременивание, то кто же тогда будет голосовать за закон, в котором останутся одни драконовские нормы?
Закроют ли Российский культурный центр в Киеве
Тем временем в парламенте зарегистрирована инициатива, которая точно найдет поддержку большинства депутатов, однако будет иметь не самые лучшие последствия. Речь идет о предложении группы нардепов во главе с представительницей БПП Фриз закрыть Российский культурный центр в Киеве.
Чтобы понимать, откуда растут ноги этой инициативы, нужно напомнить, что Фриз – многолетний пресс-секретарь Порошенко, и после получения мандата она частично сохранила за собой эту позицию. Так что можно не сомневаться, что упомянутый центр таки закроют, только само это голосование состоится в тот момент, когда президенту понадобится сцементировать Верховную Раду для какого-нибудь непопулярного в ней голосования.
Однако есть одна проблема. Закрытие Российского культурного центра в Киеве (аналогичный во Львове уже фактически закрыт) со стопроцентной вероятностью будет означать зеркальные меры в виде закрытия Украинского культурного центра в Москве. Между тем, в пропагандистском смысле украинский центр в российской столице играет куда более значимую роль, чем его российский "побратим" в Киеве.
Так что для самой власти это палка о двух концах. Хотя, конечно, Гройсман с Данилюком будут довольны. И не тем, что здание на Подоле освободится, а тем, что не нужно будет тратить валюту на содержание центра в Москве. И у ДУСи больше свободных средств останется.
Закарпатье против закона об образовании
Вслед за международным фронтом против закона об образовании образовался и внутренний. Вчера Закарпатский облсовет принял обращение к президенту, в котором требует не подписывать этот закон, а отправить его на экспертизу в Совет Европы.
Новость об этом решении обошла все СМИ с добавлением о том, что против обращения проголосовали фракции "Единого центра" и "Батькивщины". Однако в таком виде сообщение не дает полной картины того, что произошло в Ужгороде. Дело в том, что за обращение проголосовали Партия венгров с Оппозиционным блоком (что вполне естественно) и… "Солидарность". То есть президентская фракция, которая в Верховной Раде стала основой большинства, голосовавшего за закон, в Закарпатье проголосовала за то, чтобы его ветировали.
В Закарпатье все перевернулось вверх ногами из-за противостояния двух местных вождей – губернатора Москаля и вождя закарпатской элиты Балоги. Именно Балога стал здесь объединителем "проукраинских" сил, в то время как Москаль ищет себе опору среди нацменьшинств. Поэтому губернатор сначала сам обратился к Порошенко по поводу закона об образовании, а потом и организовал решение облсовета.
Впрочем, несмотря на такое разделение в данном вопросе, в других вопросах в Закарпатье может быть все наоборот. Так, распоряжением Москаля в Мукачево (базовом городе Балоги) появились улицы Бандеры и Шухевича, которые местный горсовет (естественно, сформированный Балогой) переименовал.
Так что решение Закарпатского облсовета носит скорее тактический характер. Однако оно может иметь стратегические последствия: вполне вероятно, что вскоре подобные обращения появятся в повестке дня и у областей юго-востока.
Мадрид провоцирует Каталонию на отделение?
Тем временем вопрос нацменьшинств остро встал еще в одной европейской стране – Испании. Там парламент Каталонии недавно проголосовал за проведение референдума о независимости этой провинции. Референдум не первый в своем роде – каталонцы уже голосовали за независимость года три назад, и никаких последствий это не имело. Однако в этот раз Мадрид почему-то решил отреагировать жестко – и по всей Барселоне прокатились обыски с арестами.
Такое поведение официальной испанской власти заставило каталонцев вспомнить о 30-х годах прошлого века, когда "каталонский сепаратизм" стал одной из главных мишеней режима генералиссимуса Франко. И, пожалуй, именно жесткость реакции Мадрида может привести к тому, что Каталония все-таки отколется от Испании.
Пример Каталонии весьма показателен и для Украины. При Франко в течение 40 лет каталонский язык был запрещен: дети в Барселоне обучались исключительно на испанском, местные органы власти и суды также вынуждены были работать на единственном госзяыке. Но даже 40-летние запреты не привели к испанизации Каталонии – наоборот, национальное чувство этого народа лишь обострилось.
Поэтому, чтобы Украина избавилась от угрозы сепаратизма, нужно вспомнить о том, что она является многонациональным государством. Сплошная украинизация приведет к обратному эффекту – не сейчас, так через 10, 20 или 50 лет.