Сегодня исполняется ровно год массовым беспорядкам под Верховной Радой.
Тогда, 31 августа 2015 года, в оцепление нацгвардейцев, то ли по чьему-то приказу, то ли из-за травмированной войной психики, боец батальона МВД "Сичь"– Игорь Гуменюк бросил боевую гранату. Погибло четверо нацгвардейцев. Десятки ранены. По иронии истории, погибшие бойцы были из того же подразделения бывших Внутренних войск, которое 1 декабря 2014 года защищало Администрацию президента от атак тех же самых радикальных националистов и майдановцев. Вот только фамилия у президента тогда была другая...
Петр Порошенко и министр МВД Арсен Аваков обещали суровые наказания за содеянное всем виновникам, однако дело, судя по всему, превратится в очередную "Санта Барбару" с драками в судах, митингами и прочими прелестями современной судебной практики по "политическим" делам.
Граната полетела после голосования за особый статус Донбасса
Представитель стороны обвинения в суде, Facebook
Напомним, прошлогодние противостояния были вызваны голосованием в Раде за законопроект № 2217а "Про внесение изменений в Конституцию Украины (в части децентрализации власти)", который был внесён президентом Порошенко в парламент 2 июля 2015 года, а 9 июля одобрен Венецианской комиссией.
Законопроект предусматривал внесение изменений в Конституцию, которыми закреплялся отход от централизованной модели управления в государстве. Наибольшие споры у ряда депутатов по закону вызвал пункт 18 переходных положений Конституции, которым устанавливается, что "особенности местного самоуправления отдельных районов Донецкой и Луганской областей регулируются отдельным законом".
Сам Порошенко сослался на то, что это необходимо для выполнения пункта 11 Минских соглашений, согласно которым до конца 2015 года предусмотрено "проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой Конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов".
Противники этого закона заявляли, что с принятием этих норм будет фактически легализован особый статус "ЛНР/ДНР" в составе Украины.
В итоге законопроект был принят в первом чтении, что вызвало бурное недовольство митингующих под парламентом, которые пошли на штурм Рады.
Тягнибока сделали свидетелем
Начались массовые стычки с нацгвардейцами. В какой то момент в оцепление силовиков была брошена граната.
В результате погибли четверо бойцов Нацгвардии - Игорь Дебрин, Александр Костин, Дмитрий Сластников и Богдан Дацюк. Погибшие были посмертно награждены орденом "За мужество" III степени.
Ранения также получил 131 сотрудник правоохранительных органов, в том числе (на тот момент) заместитель министра МВД Василий Паскал.
После этих событий задержанным участникам митинга были предъявлены подозрения по целому букету статей Уголовного кодекса.
Кроме того, уведомления о подозрении в организации массовых беспорядков получили экс-нардепы-свободовцы - Юрий Сиротюк, Игорь Швайка (экс-министр аграрной политики и глава Харьковского филиала ВО "Свобода") и Эдуард Леонов.
10 сентября 2015 года Печерский райсуд принял решение о домашнем аресте для экс-нардепа от "Свободы" Леонова и отпустил под личное обязательство Игоря Швайку. В дальнейшем, 30 сентября Апелляционный суд Киева взял Швайку под стражу и выпустил под залог в 1,2 млн. гривен, который внёс за него экс-нардеп Александр Мирный. 11 сентября был арестован Юрий Сиротюк. 8 ноября по решению суда мера пресечения Сиротюку была изменена на домашний арест. Лидер "Свободы" Олег Тягнибок (по сути - главный организатор митинга, переросшего в массовые беспорядки) и вовсе оказался везунчиком. Его только допросили несколько раз в качестве свидетеля, но подозрение вручить не решились.
Подозреваемый в броске гранаты был задержан по горячим следам. Им оказался 21-летний боец добровольческого батальона патрульной службы МВД "Сичь" Игорь Гуменюк, который ранее был главой Каменец-Подольского отделения молодёжной националистической организации "Сокол", проходил службу в зоне АТО и находился в Киеве в отпуске. Позже сообщалось, что задержанный находился в процессе увольнения по собственному желанию на основании собственноручно написанного рапорта. Также в терроризме обвинили Сергея Крайняка, который был рядом с Гуменюком на площади Конституции.
В суде возникла потасовка, видео: Захисник Конституції
В июне обвинительные акты по двум делам направили в Апелляционный суд Киева для определения подсудности, так как в Печерском суде это дело рассматривать не могли из-за того, что весь состав судей участвовал в досудебном расследовании как следственные судьи. А согласно УПК, по сути дело не может рассматривать судья, который уже принимал участие в этом же деле на стадии следствия.
За время следствия с нескольких подозреваемых были сняты подозрения из-за отсутствия достаточной доказательной базы. В это число счастливчиков попал и депутат Изяславского райсовета Игорь Сосна, а также активисты Николай Криворучкин и Михаил Балиоз.
В итоге в организации массовых беспорядков из 18 обвинили 15 человек – это активисты из различных организаций националистического толка - Сергей Бойко, Виктор Бурлик, Константин Василец, Глеб Громов, Сергей Киншин, Владимир Райф, Богдан Тицкий, Максим Дескат, Алексей Логвин, а также журналист из Донецка Артем Фурманюк и бывшие депутаты от "Свободы" Эдуард Леонов, Игорь Сабий, Юрий Сиротюк, Игорь Швайка и Игорь Плохой. По более тяжким статьям, включая терроризм привлекаются – Игорь Гуменюк и Сергей Крайняк.
Никто из обвиняемых не признает вину. Сейчас 15 фигурантов дела на свободе, под стражей только обвиняемые в "особо тяжких" - Крайняк и Гуменюк.
Один из свободных подсудимых – журналист Артем Фурманюк (сын известного донецкого журналиста), которого запечатлели фотокорреспондены 31 августа 2015 года с резиновой милицейской палкой под парламентом, утверждает, что подобрал "демократизатор" для защиты мирных митингующих от "озверевших правоохранителей".
Как написал Фурманюк в одной из своих статей на тему собственного дела: "Смешно, но, по версии следствия, 64 полностью экипированных и вооруженных спецсредствами милиционера были избиты усилиями полтора десятка представителей гражданских активистов. Именно такое количество пострадавших заявлено в обвинительном акте, утвержденном ГПУ. Погибшие от взрыва и ранены осколками нацгвардейцы в это число не входят".
Судей обвинили в сепаратизме
Вчерашнее подготовительное судебное заседание по обвиняемым в терроризме - Игорю Гуменюку и Сергею Крайняку в Шевченковском райсуде Киева сопровождалось массовыми драками в зале.
Игорь Гуменюк (справа) и Сергей Крайняк в зале суда, Facebook
Адвокат Гуменюка Свиридовский ходатайствовал об отводе судьям, поставив под сомнение их беспристрастность, учитывая что они якобы работали на временно оккупированных территориях.
В частности, по словам адвоката, судья Щебуняева возглавляла Харцызский суд во время оккупации и приняла в это время 233 решений под флагом ДНР. Вторая судья из коллеги по фамилии Мелешак, как заявил адвокат обвиняемого, также является выходцем из Донбасса. Дескать, была переведена в Киев при Януковиче, поэтому верить ей также нельзя.
Другие адвокаты поддержали ходатайство об отводе судей, однако в замене судей было отказано. После этого в зале началась толкотня и бедлам. В итоге подготовительное судебное заседание провели - суд принял решение вернуть обвинительный акт прокурорам на доработку, в том числе и из-за замечаний, высказанных адвокатами обвиняемых.
Поэтому суд по "особо тяжким" откладывается на неопределенное время, пока прокуроры не исправят акт. В то же время суд, возвращая обвинение прокурорам, продлил на два месяца, до конца октября, срок содержания под стражей для Гуменюка и Крайняка. На днях должно состоятся подготовительное заседание и в Подольском суде по 15 обвиняемым в массовых беспорядках, но на момент подготовки материала эта дата еще не была известна.
Данный судебный процесс для власти является принципиальным. Нужно показать, что никто не может безнаказанно устраивать массовые беспорядки в центре Киева, нападая на сотрудников правоохранительных органов (привычка к чему начала укореняться с начала 2014 года). Под какими бы лозунгами это не происходило.
В тоже время, откровенное затягивание суда свидетельствует о том, что угрозы президента и главы МВД уже начали забываться (как это уже не раз бывало) и рассмотрение дела рискует превратиться в продолжительный процесс без конца и края с довольно непредсказуемым финалом.
Или с предсказуемым. Убийство Бузины в свое время было также на "особом контроле" и у президента, и у министра внутренних дел. Но на данный момент оно даже не передано в суд, а подозреваемые в убийстве гуляют на свободе.