Дело главы гражданского корпуса «Азов» Станислава Краснова (позывной Гонта) стало одним из самых громких и противоречивых за последнее время. 28 февраля его задержала СБУ по подозрению в подготовке теракта и работе на российские спецслужбы, а затем так же неожиданно выпустила на свободу 2 марта. Отпустили его по формальным причинам - закончился срок предварительного задержания (72 часа), а меру пресечения суд не выбрал. В настоящий момент судебный процесс продолжается.
Шпион или патриот?
СБУ выдвигает против Краснова серьезные обвинения – это и незаконное хранение оружие, и, главное, шпионаж в пользу России. В качестве доказательства последнего спецслужба выложила в сеть запись разговора якобы Краснова с неким человеком, который, по утверждению СБУ является агентом ФСБ. На записи один собеседник сообщает другому о выезде некой колонны с «@бнутыми» вооруженными майдановцами и закупке оружия.
Как заявил руководитель аппарата председателя СБУ Александр Ткачук, «Краснов непосредственно передал российской стороне списки полка "Азов", а также с 10 по 13 февраля находился последний раз в Республике Беларусь, где встречался со своим российским куратором. На российской стороне Краснов находится с 2014 года". Кроме того, по словам Ткачука, Краснов, якобы, готовил провокации на границе с Крымом, чтобы вызвать вторжение России.
С другой стороны, «Азов» и сам Краснов эти обвинения отметают.
"Никаких доказательств пока у следствия, конечно, нет, - заявил вчера Краснов. - Чем это обусловлено? Это много факторов может быть и мое участие в блокаде, активное, непосредственное. Возможно, они, насколько я знаю, когда я там был последний раз, меньше недели назад, свет на Крым снова был включен. Возможно, они боялись, что я его как-то выключу. Возможно, это месть за мои какие-то старые там конфликты с СБУшниками в Крыму, потому что я всегда занимал в Крыму постепенную, проукраинскую позицию… А эта группа СБУшников, когда они меня пытали, они мне говорили, когда били: "Это тебе за Севастополь", "Это тебе за Крым". То есть, там были СБУшники, которые перевелись из Крыма сюда".
Кто такой Станислав Краснов – террорист, агент ФСБ или жертва мести украинских спецслужб, мы выяснили у наших источников в СБУ и у соратников Станислава.
Версия СБУ: Гонта - предатель
«Гонту» контрразведка вела с начала 2015 года, - говорит наш источник в правоохранительных органах. - Этот парень давно «висит» в негласном учете как национал-радикал. Он участвовал в стычках на Майдане, принадлежал к одному из подразделений Правого Сектора. В ПС он занимался тем, что «пробивал» связи новичков, которых тогда прибывало довольно много. То есть, по сути работал как контрразведчик. До Майдана он не был националистом. Он бывший милиционер, работал опером в Симферополе, в управлении по борьбе с торговлей людьми. Его уволили из милиции в 2013 году, он тогда ездил в Киев, пытался искать правды. Но потом начался Майдан и он оказался там, где познакомился с ребятами из Правого Сектора. Он к ним примкнул и после Майдана, в 2015 году уехал воевать в АТО. Но при этом он не терял связей со своими товарищами из числа крымских ментов. Пару раз даже тайком к ним съездил, в Симферополь. Были и звонки телефонные с неоднозначными разговорами – с Крымом говорил. В общем, есть версия, что его завербовали еще в 2013 году, а затем легализовали в образе «националиста» на Майдане. Потом он съездил в Пески – воевал там полгода в батальоне ОУН. Задержали его после того, как была получена информация о том, что они перевезут сумки с взрывчаткой из одного тайника в другой. 30 килограмм взрывчатки и 5 гранат в его машине действительно обнаружили во время задержания на Бориспольской трассе на заправке СОКАР. Есть информация о том, что он планировал теракт с провокационными целями».
Соратник: «Гонте мстит крымское СБУ»
Сослуживцы Станислава Краснова по батальону ОУН отзываются о нем как о «настоящем бойце за Украину» и не верят в то, что его могли завербовать российские спецслужбы.
«Его принимали (задерживали) те самые ребята из СБУ, которые еще в 2013 году в Крыму открывали против него уголовное производство, - говорит сослуживец. - Тогда ему инкриминировали то же самое, что и сейчас – хранение оружия, подготовку к теракту. Но тогда его задерживали совершенно по другим мотивам – он попал в переплет – влез в криминальную историю по вывозу девушек за границу. Там группировку, которая этим занималась, крышевали местные опера из СБУ симферопольского. В общем, сейчас Стасу просто отомстили – симферопольские опера из СБУ перебрались в Киев. Вот они то его и приняли повторно. Однако была серьезная зацепка: взрывчатка и гранаты действительно были. Просто это обычный тайник – бойцы батальона, когда возвращались из Песок, вывезли то, с чем воевали. Ну и спрятали «на черный день». Никого Стас не собирался взрывать, просто СБУшники решили сыграть на том фактаже, который попал к ним в руки. Приняли его на реальном пластиде, который он перевозил. Кстати, тайник был даже не его – его просто попросили перевезти знакомые. Ну и для антуража в СБУ придумали шпионскую историю, что бы надежно упрятать Стаса. Им сейчас нужны показатели их работы, мол, подполье националистское ликвидировали. Первым был Лесник, сейчас – Гонта».