Второй день Украина не может прийти в себя после смерти журналиста Павла Шеремета. И общественность, и политики, и журналисты продолжают строить версии убийства Шеремета и прогнозировать, к чему приведет уже вторая за время независимости страны гибель журналиста издания "Украинская правда". "Страна" прочитала, что о трагической гибели журналиста пишут в западной прессе.
The New York Times: Шеремета убили, чтобы заставить замолчать
"Красная "Субару" двигалась через перекресток в центре Киева в среду, когда водительскую дверь внезапно разнесло взрывом и вспышкой дыма", – такими словами начинает заметку о смерти журналиста Павла Шеремета издание The New York Times.
"Взрыв отбросил водителя, Павла Григорьевича Шеремета, известного журналиста, на заднее сиденье. Автомобиль остановился, потом откатился назад, и на мгновение, казалось, он изо всех сил пытается ползти, свободной от обломков, как показали системы видеонаблюдения", – продолжают описывать трагедию американские журналисты. – "Прохожие бросились ему на помощь и вытащили его из машины, прежде чем автомобиль загорелся перед рестораном "Макдональдс". Но Шеремет был смертельно ранен. Взрыв оставил кратер в дороге, обгоревший металл, оплавившееся стекло — еще одно таинственное политическое убийство в той части мира, в которой уже не раз такое случалось", – многозначительно подмечает издание.
Журналисты отмечают, что к обеду президент Украины Петр Порошенко созвал экстренное заседание национального штаба по вопросам безопасности и настоятельно намекнул, что Россия стоит за этим бесстыдным убийством. "Похоже на то, что это было сделано с целью дестабилизации ситуации в стране", - цитирует издание Порошенко. – "В условиях войны и агрессии, я не исключаю возможности некоторых зарубежных интересов".
Но в то же время в Москве Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента Владимира Путина, выступил с заявлением, отметив, что Г-Н Шеремет был гражданином России, и что Кремль не только "серьезно обеспокоен" по поводу убийств, но и надеется на быстрое и беспристрастное расследование. А российский МИД в своем заявлении отметил, что Шеремета действительно был критиком российского правительства, но ему никогда не угрожали “физической расправой” за его взгляды, пока он был в России. “Нынешние украинские власти, при поддержке своих евроатлантических покровителей для своих якобы успешных демократических реформ, не сумели его защитить”, - говорится в сообщении ведомства.
Упоминает издание и о покушении на еще одного журналиста – Марию Рыдван, главного редактора журнала "Forbes Woman", которое произошло в тот же день. С одной только разницев – девушка выжила. "Неясно, были ли эти два случая как-то связаны между собой", – отмечает The New York Times.
Американское издание также отмечает, что Шеремета был одним из тех журналистов, которые переехали из России в Украину, "где не так выражены ограничения для СМИ". "Члены этой группы журналистов отмечались яркой критикой в адрес нынешней украинской власти", – пишут в NYT .
Упоминают журналисты и о смерти еще одного журналиста "Украинской правды" Георгия Гонгадзе, который пропал в 2000 году: "Гонгадзе выступал с резкой критикой тогдашнего украинского президента Леонида Кучмы, был похищен и убит. Это преступление до сих пор мучит украинских журналистов".
Издание приводит также слова телеведущего Евгения Киселева: “Журналист может быть убит не только потому, что он проводит особое расследование, или он обидел кого-то своим интервью. Журналист может быть убит как назидательный урок для других. Мол, не говори слишком много", – цитирует Киселева NYT.
Financial Times: Смерть Шереметы убила веру в то, что в Украине есть свобода слова
"Один из самых известных в Украине журналистов был убит в результате взрыва заминированного автомобиля в центре Киева в среду утром, чем поднял на уши политический истеблишмент страны и возродил воспоминания об убийстве редактора того же издания более десяти лет назад", – начинает заметку о смерти Павла Шеремета газета Financial Times.
Издание так же, как и NYT, цитирует слова первых лиц государства – Петра Порошенко о дестабилизации ситуации в стране, а также Юрия Луценко, генерального прокурора Украины, который написал: "Павел Шеремет умер в результате взрывного устройства. Это убийство".
Financial Times также вспоминает о деле Георгия Гонгадзе. "Прикрытая на долгие годы отечественными правоохранительными органами, смерть Гонгадзе вызвала протесты против тогдашнего президента Леонида Кучмы, который был замешан в убийстве, судя по утечке аудиозаписи (издание говорит о знаменитых пленках Мельниченко). Старший офицер полиции был позже признан виновным в жестоком убийстве, но утверждал, что сделал это по приказу сверху".
При этом издание отмечает, что "Кучма всегда отрицал свою причастность к этому делу и предположил, что убийство Гонгадзе было подстроено со стороны иностранных спецслужб, чтобы дискредитировать его и Украину".
"В среду украинские чиновники поспешили утверждать о причастности России к убийству Шереметы, сказав, что это было частью заговора, чтобы дискредитировать страну в условиях, когда Киеве борется с поддерживаемыми Россией сепаратистами в самопровозглашенных восточных регионах", – тонко подмечает издание, не забывая упомянуть аналогичные комментарии о "российском следе" Зоряна Шкиряка и Антона Геращенко, доверенных лиц министра внутренних дел Украины. Но все эти претензии были отвергнуты Москвой.
Financial Times приводит и заявление Пескова, и слова главы Союза российских журналистов Всеволода Богданова: “Я не верю, что "российский след" в этом деле возможен. Это просто попытка запутать следствие”, - сказал он.
Некоторые россияне в ответ указали на "американский след". Так, Игорь Коротченко, русский националист и военный эксперт, заявил: "Шеремет имел тесные связи с Радио "Свободная Европа", которая находится в ведении ЦРУ. Может быть, Шеремет слишком много знал?"
FT отмечает, что Шеремет был другом убитого в России оппозиционного политика Бориса Немцова, а также "ярым критиком политической коррупции в Беларуси, России и Украины"."Все три государства имеют ограничения свободы слова, длинный список нераскрытых убийств журналистов и других злоупотреблений", – говорится в статье. Упоминает СМИ и о кратком тюремном заключении Шеремета в Беларуси в 1997 году.
Но газета также приводит слова Кати Горчинской, руководителя Hromadske.tv и друга погибшего, о том, что "убийство Шеремета было частью более широкой картины преследования и угроз в адрес СМИ со стороны Порошенко". "Убийство Паши не было случайностью. Оно убило веру в то, что у нас есть свобода слова".
The Guardian: Смерть Гонгадзе в свое время помогла ускорить Оранжевую революцию
В заметке о смерти журналиста издание подробно описывает, что случилось с Павлом Шереметом утром, по пути на работу: "Следователи подозревают самодельное взрывное устройство 400-600 граммов в тротиловом эквиваленте, которое, возможно, было приведено в действие дистанционно".
Цитируя Зоряна Шкиряка, The Guardian называет самым вероятным мотивом для убийства журналиста его профессиональную деятельность. Но отмечает, что "следователи рассматривают личностные конфликты и “причастность российских спецслужб”. "Коллеги, включая главного редактора "Украинской правды", считают, что убийство Шеремета было возмездием за его работу", – говорится в статье.
Не обходят вниманием в издании и реакцию на убийство Шеремета президента Украины Петра Порошенко, который назвал смерть журналиста “ужасной трагедией” и поручил специалистам из США и Европейского Союза помочь следствию.
The Guardian отмечает, что Шеремет был сторонником проевропейского движения, которое свергло президента Виктора Януковича в 2014 году, и был известен своей критикой белорусского и российского правительств. "Его часто задерживали, а иногда и били, когда он вернулся в Минск для демонстрации, но "если он думал, что это был его профессиональный долг, что-то обнаружить, он это делал вне зависимости от того, какие ему поступали угрозы".
Вспоминает издание и о смерти журналиста "Украинской правды" Георгия Гонгадзе шестнадцать лет назад. "Его тело было найдено обезглавленным в лесу под Киевом. Этот инцидент помог ускорить Оранжевую революцию в Украине", – отмечают в британском СМИ. Правда, не прогнозируют, к чему может привести убийство Шеремета.
Кроме того, The Guardian напоминает, что в своем последнем блоге для издания "Украинская правда" Павел Шеремет предупредил о том, что "некоторые командиры и ветераны конфликта на востоке Украины избежали ответственности за другие преступления".
"Представитель ОБСЕ по свободе СМИ Дунья Миятович заявила, что убийство Шеремета "напоминает всем нам, что ситуация с безопасностью журналистов в Украине должна быть решена эффективно и своевременно".