"Приговор отменили! Игоря пока оставили в заложниках. Дело отправили на новое судебное расследование", - таким эмоциональным постом в своем Facebook администратор Андрей Бригида отреагировал на решение Апелляционного суда Киева от 20 апреля этого года.
Согласно определению апелляционной инстанции, которое было оглашено председательствующим судьей Николаем Худиком, апелляционная жалоба адвокатов Завадского частично удовлетворена: приговор Подольского районного суда, которым Игорь Завадский был осужден на 13 лет лишения свободы, его администратор Андрей Бригида - на 7 лет лишения свободы, водитель Андрей Бойко - на 3 года ограничения свободы, отменен.
Как отметил правозащитник Евгений Захаров, которые опекает Завадского, приговор отменен из-за грубых нарушений уголовного процессуального законодательства, допущенных судом первой инстанции, которые делают невозможным вынесение приговора. Дело сейчас направлено в Подольский районный суд на новое судебное рассмотрение.
Напомним, Завадского и компанию обвиняли по целому букету статей – содержание мест разврата (ч. 3 ст. 302 УК), насильственное удовлетворение половой страсти неприродным способом (ст. 153 УК), растление несовершеннолетних (ст. 156 УК).
Также представители Харьковской правозащитной группы, которые осуществляют защиту Завадского заявили, что коллегия судей отказала в удовлетворении ходатайства адвоката Анны Литвин о замене меры пресечения с содержания под стражей в СИЗО на поручительство, и оставила Игоря Завадского под арестом до 18 июня.
Взять Игоря Завадского на поруки пытались народная артистка Украины Раиса Недашковская, народный депутат Украины Николай Княжицкий и глава Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров. Именно благодаря известному правозащитнику адвокаты добились разрешения, чтобы Завадскому передали в камеру аккордеон. До этого он более трех лет разрабатывал руку на собственноручно нарисованных клавишах на картонках.
Фото:Правозащитник Евгений Захаров и народная артистка Раиса Недашковская/Facebook
Захаров считает, что Завадский находится в СИЗО уже больше четырех лет незаконно, и чем дольше он будет там находиться, тем больше будет нарушаться статья 5 Европейской конвенции по правам человека. Правозащитник отмечает , что вследствие содержания в СИЗО он постепенно теряет зрение.
Какие же такие нарушения проявились в апелляции в громком деле? Перед тем как рассказать об этом вспомним историческое дело Эрнесто Миранды против Аризоны , рассмотренное Верховным Судом США с 28 февраля по 1 марта 1966 года. Решением по этому делу суд установил, что любые показания, как признательные, так и оправдательные могут быть использованы в суде только в том случае, если сторона обвинения может доказать, что подозреваемый перед допросом был информирован о праве на адвоката и о праве не свидетельствовать против себя. При этом в случае отказа подозреваемого от своих прав необходимо доказать его добровольность. После этого возник афоризм – "правило Миранды", то есть так называли процессуальные нарушения, допущенные в ходе расследования, из-за которых суд может поставить под сомнение весь комплекс собранных доказательств и оправдать даже теоретически виновного.
Как ни странно это звучит, но переложение американского "правила Миранды" и спасло Завадского с его друзьями во время рассмотрения дела в апелляции. Несмотря на то, что в связи с п. 4 ст. 7 закона "О доступе к судебным решениям" определение Апелляционного суда Киева запрещено для обнародования на сайте Единого реестра судебных решений, так как дело рассматривалось в закрытом режиме из-за того, что потерпевшими по делу проходят несовершеннолетние и обвинение связано с растлением, все же нам удалось из собственных источников в прокуратуре выяснить суть этого судебного решения.
Как говорят наши прокурорские источники, сам обвиняемый Завадский приложил немало усилий для своей защиты – он весь последний год днями и ночами напролет прослушивал аудиозапись судебных заседаний, сделанную в Подольском райсуде во время его процесса и сравнивал ее с копиями бумажных протоколов судебных заседаний. В результате обнаружил, что колоссальное количество печатных протоколов не совпадает с аудиозаписью, то есть секретарь судьи протоколировала, по мнению Завадского, совсем не то, что говорили свидетели и потерпевшие в суде. Это одно из обстоятельств из-за которых отменили приговор Подольского райсуда Киева.
Также апелляционная инстанция взяла во внимание факты отказа от показаний потерпевшими, которые имели место быть. К примеру, от показаний отказался потерпевший - Денис Снегирев. Он заявил, что ему звонили из милиции и пытались подкупить его ноутбуком, чтобы он дал необходимые показания на Завадского о растлении.
Кроме того, по данным наших источников, Апелляционный суд отметил, что все протоколы допросов потерпевших написаны будто под копирку, то есть содержат абсолютно идентичную информацию, что не допустимо.
Впрочем, в прокуратуре Киева официально заявили, что утверждение Завадского о якобы отказе от показаний всех потерпевших не соответствует действительности, так как показания изменил только один потерпевший и этот эпизод исключили из обвинения.
Кстати, администратору Завадского – Андрею Бригиде и водителю Андрею Бойко повезло намного больше. Бойко отделался исправительным центром и давно уже на свободе. Бригида вышел из СИЗО по "закону Савченко". Вот как он описывает четыре года, проведенные в СИЗО по делу Завадского:
"Сегодня ровно четыре года, как Игорь Завадский находится в заложниках нашей "судебно-правовой" системы, в лапы которой попасть очень легко, даже не давая для этого никакого повода. Вырваться же из этих цепких когтей, ой, как не просто. Мне чудом удалось это сделать благодаря закону имени другой нашей заложницы, у которой соседнее "дружественное" государство вчера щедро отняло 22 года жизни. Так же щедро, как и родное государство пожелало оттяпать 13 лет жизни и творчества у Игоря. Вроде и страны разные, а система, увы, одна и та же. Параллельным курсом идут закон и традиции "правосудия". К большому сожалению - пересекаются они крайне редко. Тем более, в так называемых "резонансных" делах, где само наличие "дела" - уже приговор, независимо от того, что и чем слеплено внутри десятков томов, место которым на помойке истории... Как бы кому не хотелось - Игоря не сломать этим нелепым приключением! Даже в застенках он готовится к своим предстоящим концертам и очень скоро все-таки состоится его 101-й сольный концерт в столичном Доме актера! Именно тот 101-й концерт, который должен был произойти еще четыре года назад - 24 марта 2012 года, и который был прерван вороватыми лапами оборотней в погонах".
Кстати, 101-концерт Завадского состоялся в Доме актера, правда без самого Завадского, который пребывал под стражей и там же встретил свое 50-летие. На юбилей поклонники передали ему в камеру торт в виде аккордеона. За время отсидки в СИЗО он написал "Тюремные записки", которые благодаря поддержке его друзей были изданы в прошлом году в издательстве "Права человека". В своей книге Завадский рассказывает как он провел все эти года в заключении, о том, что ему пришлось пережить массу унижений и издевательств. Он по прежнему считает, что его дело организовали по указке конкурента - артиста Яна Табачника. Хотя сам Табачник называл это выдумками.
Как бы там ни было, однако в прокуратуре убеждены, что все таки доведут дело Завадского до приговора и его не удастся развалить. Хотя из-за многочисленных ляпов во время следствия и суда первой инстанции, благодаря грамотной защите, это вполне допустимо. В любом случае даже по "закону Савченко" свобода Завадскому светит не ранее 2018 года.