15 января на соборе в Киеве был избран глава новой православной церкви Украины – Епифаний.
"Светское" имя Епифания, которое он получил при рождении – Сергей Петрович Думенко. А родился будущий митрополит 3 февраля 1979 года в селе Волково Ивановского района Одесской области, но в раннем детстве переехал с родителями в Черновицкую область.
"Страна" побывала на малой родине митрополита Епифания – селе Волково.
"Думенко? Какой Думенко? А-а-а,… тот которого новым митрополитом выбрали? Слышали о таком событии. Но ни его, ни его семьи не помним. Не было таких у нас никогда. Здесь каждый друг друга знает – жителей меньше сотни. Здесь все детишки наперечет, мы все знаем даже о тех, кто в город давно уехал" - складывает морщинистые руки "калачиком" пенсионерка из Волково Людмила, - а даже если бы и родился здесь, навряд бы наш парень в раскольники ушел. Наши все православные, крещеные. Хоть своего храма нет у нас – снесли после войны, все исправно ходят в соседнее село на службы. А если б новый митрополит из наших был, написали бы ему все вместе письмо, мол, не гневи Бога, сынок. Вера не может быть "кефальной" или "автокефальной", вера – одна, православная".
"Интернета у нас нет, новости узнаем из телевизора. В телеке сказали, что у нас теперь в Украине новая, "правильная" церковь. А остальные – "неправильные". Я вот с кумом говорил, спрашивал его – "ты что-то понял? Какая правильная, а какая неправильная церковь? Выходит, что мы всю жизнь в неправильный храм ходили?". Кто имеет право определять, правильная вера у нас, или нет? По-моему, только Господь. Хоть сто раз пусть в Киеве собираются, и решают за нас, в какую церкву ходить. А мы как ходили в наш храм (УПЦ МП - Прим.Ред.), так и будем ходить. И батюшку не дадим в обиду. Кольев, да картечи хватит на любого чужака, если будет свои правила здесь устраивать" - медленно, но веско формулирует мысли местный житель Иван.
"Главное, что бы эта новая церковь войны не принесла. Мы хоть и сельские, но все в школе учились. Историю помним – сколько крови вражда между церквями и религиями приносила. Плохо, трудно сейчас жить. Но мы и не такое пережили. Старики помнят еще голод в этих краях, войну помним. Как храмы сносили, да хлева там делали – тоже помним. Нам и без политики да новых церквей здесь "весело" - пенсии по полторы тысячи, работы нет. Мужиков почти не осталось в селе – живут недолго, до пятидесяти – шестидесяти. Молодежи нет, деток нет – село вымирает", - сетует местная жительница Ольга.
"Знаем уже, что митрополитом стал мужик, который у нас родился. Но семьи с фамилией Думенко у нас не было никогда. Может новому митрополиту "от фонаря" вписали место рождения? Но всем здесь "до лампочки" и новый митрополит, и новая церковь. Церковь – это всего лишь прокладка между рулем и сиденьем для верующего человека. Автокефальная, поместная, непоместная? Какая разница? Все эти разборки вокруг Томоса да независимости церкви от Москвы больше похоже на дележку денег. А президент зря в эти склоки вписался – ему от этого только лишний геморрой. Если вдобавок к АТО и прочим прелестям, еще и разборки из-за церквей между людьми начнутся, всем мало не покажется…", - говорит водитель потрепанного бусика, притормозивший послушать, о чем рассуждают у дороги односельчане.
На улицах села Волково. Фото: "Страна"
Волково по размерам, да и по внешнему виду, не тянет даже на такой географический термин как "село". Это – скорее захудалая деревенька, которая затерялась среди пологих холмов и узких, полуразрушенных дорог.
В Волково – всего одна улица, она же межрайонная трасса с обрывками грязного асфальта, вероятно уложенного еще в годы "развитого застоя" периода "дорогого" Леонида Ильича.
Село продувается насквозь. Деревьев в округе почти не осталось – все посадки вырублены за последние годы под корень на дрова. Всего в селе – около пятидесяти домов, половина из них еще немецкой постройки.
Дело в том, что деревню с именем Ней-Либенталь основали немцы-колонисты в конце 19 века. Однако перед второй мировой войной потомков основателей села частью переселили за Урал, другая часть сгинула в тюрьмах как "фашистские шпионы".
Однако дома колонистов остались. Они и сейчас выглядят гораздо лучше, чем те, которые были построены много позже.
Старожилы села говорят, что до войны в Волково был не только свой храм - кирха, но и своя школа – десятилетка. После войны храм был разрушен, школу перенесли в соседнее село. От прошлых времен остались лишь крепкие, но уже обветшалые немецкие дома, да полузаброшенное кладбище у околицы.
Когда-то на нем было много крестов из металла. Да вот незадача, металл да ценный камень с могил на погосте украли за последние годы. Впрочем, и от храма даже камней не осталось – говорят, вывезли еще при Союзе. А основательные глыбы фундамента Волковской кирхи пошли на строительство новых "храмов" советской поры – домов культуры.