В Великобритании политические перестановки. После Брэксита о своей отставке объявил Дэвид Кэмерон, его место заняла Тэреза Мей – новый лидер Консервативной партии, экс-министр внутренних дел Британии. Гонку за кресло она выиграла всухую и стала второй женщиной-премьером в истории страны. "Страна" рассказывает все, что известно о преемнике Дэвида Кэмерона.
Политический путь к успеху
Несмотря на то, что Тэреза Мэй никогда не была ярким публичным политиком, ее карьера более, чем успешна. В 1992 году Мэй участвовала в выборах, но неудачно, как и спустя два года. Уже в 1997, ее избрали членом Палаты общин Британского парламента от нового избирательного округа. И в этом же году, Мэй вошла в теневое правительство партии тори, а через пять лет стала первой женщиной-председателем консерваторов.
В теневом правительстве Мэй занимала самые разные должности. Она была министром транспорта, продовольствия и экологии, культуры, СМИ и спорта. А также труда и пенсий.
В 2010 году консерваторы победили на выборах. Мэй получила портфель министра внутренних дел и министра по делам женщин. Пост министра по делам труда и пенсий, на который она могла рассчитывать из-за своей последний должности в теневом правительстве, получил Иан Дункан Смит.
За шесть лет на посту главы министерства внутренних дел, Мэй добилась успеха. Уровень зарегистрированной преступности в стране снизился: так, в Англии и Уэльсе в 2014 году он упал на 7% – до самого низкого показателя с начала 1980-х годов.
Выборы лидера консерваторов
После того, как Дэвид Кэмерон объявил о своей отставке, сразу же встал вопрос о том, кто возглавит партию тори. Мэй неожиданно выдвинула свою кандидатуру. 5 июля 2016 года, в первом раунде выборов парламентариями-консерваторами лидера Консервативной партии она сразу стала фаворитом гонки — набрав 165 голосов.
А 7 июля финалистами гонки за пост лидера британских консерваторов и премьер-министра страны стали две женщины — Тереза Мэй, заручившаяся поддержкой 199 парламентариев, и замминистра энергетики Андреа Ледсом, набравшая 84 голоса, после этого Тереза считалась наиболее вероятным претендентом на пост премьера Великобритании.
11 июля 2016 Ледсом завершила свою кампанию, оставив Мэй единственный кандидатом. Вскоре она была объявлена лидером партии. Дэвид Кэмерон объявил, что он передаст полномочия премьер-министра Терезе 13 июля. Таким образом, Тереза Мэй стала второй женщиной в истории Великобритании занявшей пост премьер-министра после Маргарет Тэтчер.
Политические взгляды
В ходе кампании перед Брэкситом, Мэй поддерживала Кэмерона и была противником выхода Британии из ЕС. Формально она поддержала решение референдума. Мэй заявила, что раз Брэксит – значит, Брэксит. А потому, оставаться в ЕС никто не будет. Правда, Мэй отказалась сразу же запускать процесс отделения. По ее словам, процедура начнется не раньше следующего года – необходимо определиться со стратегией переговоров.
При этом, по своим взглядам и убеждениям, Мэй в чем-то схожа со сторонниками Брэксита. Она выступала за ограничение иммиграции, в том числе из стран Евросоюза. В прошлом году Мэй заявила, что высокий приток мигрантов не приносит стране почти никакой пользы, а для правительства это оборачивается высокими расходами. Плюс раскритиковала предложения по общей политике ЕС в отношении беженцев, заявив, что эти вопросы Великобритании должна решать сама.
Да и в целом, ее взгляды довольно-таки консервативны. В Палате общин Мэй голосовала за вторжение в Ирак, за принятие законов по борьбе с изменением климата, против дальнейшей интеграции Великобритании в Евросоюз, против запрета на курение в общественных местах, против предоставления равных прав представителям сексуальных меньшинств. Как пишет "Slon", в лагере Брэксита Мэй воспринимают положительно. Впрочем, все может поменяться.
Мэй и Россия
Мэй сложно назвать откровенной русофобкой, но и симпатиком Кремля она не выступала. Например, она осудила аннексию Крыма, как и британский МИД. Буквально недавно она заявила, что считает "чистым безумием" отказ от ядерного сдерживания из-за угрозы со стороны ряда стран, включая Россию, и добавила, что РФ показала "возобновление агрессивности", аннексировав Крым.
В последний раз Мэй высказалась о России в июне в связи с массовой дракой российских и английских болельщиков в Марселе в начале чемпионата Европы по футболу. Выступая в парламенте, тогдашняя глава МВД сказала, что российские власти должны принять меры, чтобы подобное не повторилось, и что инициаторами драк в большинстве случаев были россияне.
По мнению российских экспертов, вряд ли отношения Лондона и Москвы изменятся после прихода к власти Мэй. "Я не вижу, как личность Терезы Мэй может в принципе повлиять на отношения между Великобританией и Россией, — заявил «Газете.Ru» Тимофей Бордачев, директор Центра комплексных европейских и международных исследований ГУ ВШЭ. — Взаимное недоверие носит системный характер. 11 лет продолжается визовая война, с обеих сторон доносятся обвинения".
Мэй и Украина
В апреле 2014 года в Лондоне прошел Форум по вопросам возвращения украденных активов. Этот форум открывала именно Мэй. В своей речи она сказала, что Великобритания сыграла ведущую роль в укреплении санкций ЕС, которые предусматривают заморозку активов чиновников времен Януковича, подозреваемых в незаконном присвоении государственных средств, что позволяет проведение надлежащих расследований и судебных процессов. Тогда она и объявила, что британские эксперты отправляются в Киев для того, чтобы помочь вернуть украденные деньги. В феврале 2015 года Мэй заявила о создании объединенной целевой рабочей группы для интеллектуальной борьбы против легализации незаконно нажитых средств (Joint Money Laundering Intelligence Taskforce (JMLIT)). Анонсируя ее запуск, она сказала о необходимости помощи Украине.
С другой стороны, Мэй неоднократно критиковала политику ЕС по расширению. А это – сигнал для Украины, которая надеется хотя бы на безвизовый режим. Впрочем, вряд ли украинский вопрос будет главным для Британии, у которой и так много своих проблем.
Что будет дальше?
Как пишет британское издание The Guardian, среди консерваторов Мэй считается дамой с железным характером, которая напоминает одновременно и Маргарет Тэтчер, и еще одного британского премьера, Гордона Брауна, который, впрочем, был лейбористом, то есть с другой стороны политических баррикад. Все три фигуры известны как жесткие и прямолинейные переговорщики, не желающие уступать даже в мелочах и проводить аппаратные размены.
Financial Times пишет, что чиновники ЕС сравнивают Мэй с Меркель - тоже за счет схожести характеров. "Они обе очень прямолинейные, ориентированные на сделку и прагматичные", — приводит издание слова одного из министров Евросоюза.
Впрочем, Мэй явно будет несладко. Она принимает страну в расшатанном состоянии после Брэксита, когда и в самой Консервативной партии не все гладко. А еще на долю Мэй выпадет вынужденный спад экономики после выхода из ЕС. Плюс в Шотландии растут сепаратистские настроения. Как все это будет разруливать Мэй – пока не совсем ясно.
Фото: http://www.fttc.com.ua/