Мэр Киева Виталий Кличко заявил о том, что Киевский метрополитен, счета которого арестованы по решению суда, может закрыться. Из-за долгов ситуация критическая, на что градоначальник успел пожаловаться всем - от президента до главы Совета нацбезопасности с просьбой вмешаться и помочь. "Страна" спустилась в киевскую подземку, чтобы поговорить с рядовыми работниками метрополитена - о будущем метро и немного об их жизни.
Ольга, продавец жетонов на ст. м. "Льва Толстого":
— Как можно Киевское метро закрыть? Это же абсурд. Нам, сотрудникам, ничего подобного не говорили. Я уже 23 года в метро работаю, и скажу, что тут очень много людей. Аврал будет, если закроют. Сейчас продаю около трёх с половиной тысяч жетонов за день. На двоих с напарницей — семь тысяч жетонов. Раньше больше было — около 10 000 одна продавала. Но сейчас ведь ввели карточки. Это нам немного упростило жизнь. Работа у нас такая, что отвлекаться ни в коем случае нельзя. Постоянный потом людей, за каждым нужно внимательно подсчитать, сколько давать сдачи, всем жетоны раздать. Рука очень болит после смены.
Фото: "Страна"
Светлана, дежурная у эскалатора на ст. м. "Дворец спорта"
— Я не слышала, что метро закроют. Но можете не беспокоиться. Сколько людей в сутки обслуживает метрополитен? Много! Его нельзя закрывать. У эскалатора я работаю уже 20 лет. Сидишь себе, в маленькой кабинке, по 12 часов, следишь за безопасностью: чтобы люди не бегали, чтобы мелочь не бросали, чтобы не мусорили. И мечтаешь попасть домой, в теплую кровать. Бывает такое, что дети начинают бегать, скатываться по эскалатору, но я же им по сути ничего сделать не могу. Делаю выговор, а если уже упал, то упал.
Фото: "Страна"
Татьяна, контролер, с.м. "Контрактовая площадь"
— Не верю, что закроют метро. Я пришла работать после "железнодорожного", восемь назад. На контроле стоять не так сложно. Бомжи к нам почти не заходят, они больше по переходам шатаются. Знают, что их все равно выгонят, для этого охрана есть. А вот студенты достаточно часто перепрыгивают через турникет. За сутки — около 10 раз. Только я же им ничего сделать не могу. Догнать я их не смогу, потому что бегаю плохо, да и пост покидать мне нельзя. А если охраны рядом нет, они мигом в поезд заскакивают и уезжают. Единственное, что я могу сделать, позвонить Вере Ивановне, дежурная, она внизу "на эскалаторе" сидит. Вера Ивановна на них накричит, но это — пустой звук. А так у нас тут не очень весело. Скучно. Бывает с коллегами разговариваю, постовые приходят, что-то рассказывают, поднимают настроение.
Фото: "Страна"
Елена, дежурная по станции, метро "Тараса Шевченко":
— Я в метрополитене работаю уже 25 лет. Сначала, 15 лет наверху, на контроле, а потом стала "дежурным по станции". Мне эта профессия больше понравилась. Ну вот понравилась и все тут. Я вообще в метро пошла, потому, что выбора особо не было. Деньги нужны были, работы в городе не очень много, вот и выкручивались. А потом уже осела и поняла, что никуда я отсюда не уйду. В метрополитене есть хоть какая-то стабильность. Это у вас, у молодежи, все еще впереди! И амбиции и свершения. А у нас так: перон, вагон, да паузы между прибытием. На перроне я слежу за безопасностью, нам отвлекаться нельзя даже на секунду. А метро не закроют. Это Кличко у нас любит на велосипеде кататься, а людям на работу нужно ездить.
Фото: "Страна"
Анна, дежурная у эскалатора, с.м. "Льва Толстого"
— В марте было 25 лет, как я уже работаю в Киевском метрополитене. Скоро пенсия. Пусть хоть до пенсии моей метро поработает. Сама я из Нежина, у нас вообще в метро очень много людей из провинции работает. Киевлян сюда не затащишь, а у нас в селе работы совсем нет, меня как сократили на производстве, так я и в метро работаю. Я работаю сутки через двое, а по выходным ухаживаю за хозяйством. Небольшое в селе осталось. Кушать готовлю. Работа сама по себе неплохая, только добираться далеко, а иногда бывает жутко скучно. Нам же с собой в кабинку ничего нельзя брать, даже телефон.
Фото: "Страна"
Ирина, контролер на ст. м. "Тараса Шевченко":
— Закроют метро? Кто сказал? Мэр? Не читайте всякую глупость в желтых газетах. Я раньше работала в "Укрзализныце", и всего два года назад перешла в Метрополитен. Здесь спокойнее, тише, чище. Люблю вязать, на что и трачу бОльшую часть времени. Работа моя мне нравится. С людьми общаться. В метро людей много и все разные. Иногда возникают конфликтные ситуации, например, когда я не пропускаю по какой-то причине, но я понимаю, что человек злится не на меня, а на ситуацию. В любом случае, вероятно, я не самый худший контролер.
Фото: "Страна"
Людмила, уборщица ст.м. "Университет":
— Я вот 22 года уже работаю в метро и уверенна на 100%, что метро никто закрывать не будет. Во-первых, киевлян так много, что кто их возить будет. Во-вторых мне еще как-то до пенсии дожить нужно. Это ж коллапс начнется. А потом посчитайте, сколько денег нужно на "запечатывание метро". Вот вы можете подсчитать? Я - нет. Много денег. Они могут нам зарплаты не дать, а метро работать будет. Сейчас я здесь уборщицей работаю, а что еще делать, если в депутаты нас не берут? У меня вот площадка и 5 лестниц, и все я сама должна убирать. И мне уже не двадцать лет. А я вообще цветы люблю. В свободное время теплицами занимаюсь и цветы выращиваю, особенно тюльпаны.