Резонансное постановление Нацбанка №65, в котором выписано более 70 признаков подозрительных банковских операций и поведения людей в финучреждениях, - это не украинская разработка, а международная.
Об этом в письменном комментарии "Стране" заявила пресс-служба НБУ.
Документ НБУ на 192 страницах появился наделю назад, а вступил в силу с 22 мая 2020 года.
Он наделал много шума из-за новых требований к финансовому мониторингу, которые проводят банки при предоставлении своих услуг всем клиентам: физлицам, физлицам-предпринимателям, юрлицам. Люди и бизнес часто жалуются на то, что остаются без денег из-за того, что к ним вовремя не поступают деньги на счета. Достаточно банку усомниться в проводке - он блокирует средства. Поводом для этого может послужить все, что угодно. Нацбанк требовал от банков вырабатывать собственный рискоориентированный подход и вводить свои требования для проверки клиентских операций.
А неделю регулятор опубликовал новые списки того, что можно считать подозрительным или сомнительным (вышеупомянутое постановление №65), и "Страна" об этом подробно писала.
Кроме понятных и объективных вещей там содержится масса странных критериев, по которым в зону риска может попасть любой клиент (например, который нервничает, настаивает на работе с одним и тем же банкиром или же долго задерживается у банковской ячейки). Теперь же нацбанковцы заявили, что это не их изобретение, а иностранная практика, которую они не могли обойти своим вниманием и обязательно должны были внедрить.
"Индикаторы подозрительности финансовых операций - это не украинское ноу-хау и не выдумка Национального банка. Большинство перечисленных индикаторов/критериев риска можно найти в международных практиках проведения финансового мониторинга (руководство Европейской службы банковского надзора о факторах риска, типологии и руководства FATF), а также в регуляторных актах других стран (Канады, США, Великобритании, Австралии, Грузии, Швеции, Сингапура). Фактически, Национальный банк имплементировал эти международные требования в нашей банковской системе", - говорится в ответе пресс-службы Нацбанка.
В медиа-подразделении НБУ практикуется такая форма подачи информации. Там отказываются сообщать, какой конкретно менеджер Национального банка предоставил ответы. Подписывают предоставляемую информацию подразделением "пресс-служба".
Этот подход не раз критиковался СМИ, поскольку он исключает персональную ответственность за данные конкретных лиц (руководитель пресс-службы отказывается подписывать информацию даже своим именем). Тем не менее по-прежнему практикуется нацбанковцами.
Там отказываются брать на себя ответственность за сведения.
Впрочем, сведения достаточно интересные. В ответе пресс-служба несколько раз ссылается на требования и нормы FATF. Это межправительственная организация, которая была создана в далеком 1989 году. Она вырабатывает стандарты для борьбы с отмыванием денег по всему миру. Несомненно, нужная деятельность. В FATF вырабатывают общие нормы и требования, после чего они внедряются по всему миру с учетом особенностей законодательства и практик разных стран. Этого стало своего рода мировым стандартом. Только если страна борется с отмыванием денег и грязными капиталами (легализация преступных доходов, финансирование терроризма и пр.), с ней соглашаются иметь дело.
Украина в свое время попадала в так называемый "черный список" FATF, и к нам выдвигались требования по борьбе с отмыванием денег. Это делали не только в FATF, но и МВФ и прочие кредитные организации.
Разумеется, наша страна их выполняла. Мы покинули "черный список", и нас признали цивилизованной страной по этой части. Но постепенно Украина пошла дальше, произошла некоторая подмена понятий. В "отмывание денег" у нас попала еще и минимизация налогообложения. А из украинских банков стали делать налоговых контролеров. Цель - помочь налоговикам наполнить бюджет. Все это делается под лозунгами FATF и финансового мониторинга.
А теперь в Нацбанке заговорили, что все это мировая тенденция, и мы вынуждены ей следовать. Те требования, которые по всему миру внедряли постепенно 30 лет, по мере развития разных банковских систем, в Украине, решили запустить махом.
Для понимания: передовым банковским системам Великобритании и США более 200-300 лет (в цивилизованном формате с действующим регулированием), а украинской - в десять раз меньше. Капитализация западных систем и рынков исчисляется триллионами долларов, а в Украине размер годового госбюджета всей страны составляет 1,2 трлн грн = $44 млрд. Наши банки не могли выполнить требование по повышению капиталов с 200 млн грн до 300 млн грн (это $11 млн), потому его пришлось отложить. Вряд ли можно сравнивать наши финансы с мировыми.
При этом по всему миру финмониторинг, который требует не только технологий, но и солидных расходов на квалифицированный персонал, за границей аккуратно внедряют десятки лет, а в Украине - менее 5-ти. Активное внедрение рискоориентированного подхода и новых требований у нас продолжается около двух лет. Нацбанк запускает передовые международные практики финмона в разгар кризиса и сокращения бюджетов украинских банков. Там считают, что достаточно добавить несколько месяцев для внедрения всего. Как сказали "Стране" в пресс-службе НБУ, нашим банкам позволили выполнить вышеупомянутое постановление №65 до конца 2020 года.
Как известно, внедрение финансового мониторинга в Украине идет параллельно с жестким штрафованием. Если кто-то из банков ослушается регулятора или не выполнит профильное законодательство - к нему применяются штрафные санкции. Именно этим банкиры и объясняют беспрекословное выполнение любого нацбанковского требования или постановления по финансовому мониторингу.
Правда, в Нацбанке уверяют, что их требования не нужно буквально и беспрекословно выполнять. По крайней мере так говорят прессе.
"Наличие индикатора подозрительности - это еще не основание или обязанность банка для остановки/блокировки операции или счета. Это основание, чтобы выяснить у клиента суть операции. То есть, банку следует поинтересоваться у клиента о причинах, возможно при необходимости попросить дополнительную информацию или документы. Если клиент объяснив суть операции, не сможет предотвратить опасения банковского работника, решение о блокировании его операции не принимается единолично. Банковский работник, обнаружив индикатор подозрительности, и не получив достаточного объяснения, должен передать информацию о такой операции ответственному работнику за финансовый мониторинг. И только тогда может быть принято соответствующее решение о приостановлении операции", - говорится в ответе пресс-службы Нацбанка "Стране".
Нацбанковцы считают, что финансисты должны соблюдать баланс - не наказывать безосновательно тех клиентов, чьи действия только похожи на подозрительные. А могут таковыми не являться.
"Мы уверены, что банки не заинтересованы в огульном злоупотреблении правами своих клиентов, ведь в этом случае возникает риск потери клиента, а соответственно и потенциального дохода", - подчеркивается в сообщении пресс-службы.
Нацбанковцы уверены, что проводить качественный финмониторинг и не подставлять законопослушных клиентов - по силам украинским банкам. Хотя в самих банках "Стране" отказывались официально комментировать позицию НБУ. Зато на правах анонимности банкиры не скрывали своих эмоций.
"Изначально нацбанковцы говорили, что пришли ломать незаконные схемы вывода капитала, искать грязные деньги и пр. Но достаточно быстро на банки повесили налоговые функции, и используют как фискальный рычаг. При этом в Нацбанке любят цепляться по мелочам, чтобы выписывать протоколы по мелким ошибкам в ходе проверок. Коррупция - вовсю. Потому банки стараются выполнить любой пункт требований, чтобы меньше платить. Конечно, есть и перегибы, и клиенты не довольны. Где могут - меньше пользуются безналом, снова переходят на кэш. А что нам делать с новыми правилами? Какие-то требования НБУ откровенно путанные, а какие-то общие и размытые. А денег на зарплаты нужному числу профессиональных специалистов, которые могут все сбалансировать, у банков тотально не хватают. Оклады работникам режем и персонал сокращаем, чтобы минимизировать убытки по итогам года. Нас ждет новый финансовый кризис по итогам эпидемии коронавируса. Не до того. Наши спецы мечтают сбежать или в Нацбанк на "железный" оклад, или вообще в другую отрасль", - отметил в беседе со "Страной" председатель правления одного из банков.
Впрочем, в Национальном банке никаких скидок или послаблений с оглядкой на скудные финансы банков, не обещают. В ответе "Стране" требования по финансовому мониторингу пообещали пересматривать по мере их коррективы в FATF. Может что-то поменяют и под украинских исполнителей, но, когда это может произойти и при каких условиях - неясно.
Зато людям пообещали поддержку в формате реакции на жалобы.
"Профильное подразделение в НБУ - Управление защиты прав потребителей финансовых услуг - обрабатывает все жалобы от клиентов банков. Если есть признаки нарушений, специалисты обращаются непосредственно в банк, чтобы исправить ситуацию", - заявили в пресс-службе Нацбанка.
До сих пор клиенты банков сообщали, что единственная помощь от НБУ - это письма. В них нацбанковцы писали, что бизнесменам и частным лицам стоит самостоятельно выяснять свои проблемы с банками в судах. Мол, это гражданско-правовые отношения, и НБУ в них не вмешивается. Какой будет практика по финансовому мониторингу - покажет время. "Страна" продолжит следить за этой темой, и будет собирать информацию о проблемах, которые возникают.
Напомним, ранее НБУ ввел новые правила перевода денег, мы публиковали список операций, которые под них не подпадают.