Сегодня исполняется 15 лет со времени террористического акта в Москве на Дубровке во время мюзикла "Норд-Ост". Погибли 130 человек, в том числе 10 детей и восемь иностранцев. "Страна" вспоминает, как это было.
Захват
23 октября 2002 года группа вооруженных террористов захватила заложников в Доме культуры на Дубровке. Они заминировали зал и больше двух суток удерживали 916 человек, среди которых зрители и участники мюзикла "Норд-Ост", работники ДК. Позже в ходе переговоров из здания удалось вывести 58 человек.
План теракта был разработан летом 2002 года в штабе лидера чеченских бандформирований Аслана Масхадова. Он включал, помимо захвата заложников на мероприятии, подрыв начиненных взрывчаткой автомобилей в местах массового скопления людей. Командиром диверсионно-террористической группы был назначен полевой командир Мовсар Бараев.
В захвате принимали участие около 40 боевиков, половина из которых – женщины-смертницы. Во время мюзикла в 21.15 захватчики ворвались в здание театрального центра на Дубровке. Часть боевиков сразу отправилась в концертный зал, а часть стала искать людей в других частях здания и тоже сгонять их в зал.
Боевики разложили бомбы вдоль стен зрительного зала, а в центре и на балконе разместили баллоны, возле которых расположились смертницы в поясах шахида со взрывчаткой.
Некоторым заложникам разрешили позвонить родственникам и сообщить о захвате, а также рассказать, что за каждого убитого или раненого боевика террористы будут расстреливать по 10 человек. Поздно ночью террористы отпустили 17 человек без любых условий.
Причины захвата и требования террористов
Террористы во главе с 23-летним Мовсаром Бараевым потребовали вывода российских войск из Чечни. Они заявили, что утром 26 числа начнут убивать заложников.
В ответ глава ФСБ Николай Патрушев заявил, что боевикам сохранят жизни, если они отпустят всех заложников. Условия террористов власти отвергли.
Попытки освобождения
В 22 часам в вечер захвата здание театрального центра было оцеплено нарядами милиции, бойцами спецподразделений МВД. Уже после полуночи была предпринята первая попытка установить контакт с террористами – на переговоры отправился депутат Госдумы от Чечни Асламбек Аслаханов. Потом более двух суток с террористами вели переговоры политики, депутаты, актеры, журналисты, певцы, представители Международного комитета Красного Креста.
С самого начала штурма разрабатывалась операция по освобождению заложников. В конечном итоге было решено использовать нервно-паралитический газ, чтобы избежать неконтролируемого взрыва зарядов в театральном центре и массовых жертв как внутри, так и за пределами здания.
Штурм
В ночь с 25 на 26 октября спецназ проник на 1 этаж здания, где находились технические помещения и не было террористов. Были проделаны отверстия в стенах, с помощью которых спецназ получил доступ к вентиляции и установил видеоаппаратуру.
Ранним утром 26 октября через вентиляцию в зал начали закачивать усыпляющий газ и одновременно начали штурм. В результате были уничтожены все 36 боевиков. Погибли, по разным данным, от 130 до 174 заложников.
В больницы после штурма попали 650 человек с разными степенями отравления. 119 человек умерли в больницах.
Взрывотехники изъяли в общей сложности 30 взрывных устройств, 16 гранат Ф-1 и 89 самодельных ручных гранат. Общий тротиловый эквивалент взрывчатки составлял порядка 110-120 килограммов.
Последствия
По захвату заложников было возбуждено уголовное дело. В рамках расследования обвинения в организации теракта заочно были предъявлены Шамилю Басаеву, Зелимхану Яндарбиеву и Ахмеду Закаеву. Басаев и Яндарбиев были уничтожены в 2005-2006 годах, Закаев скрывается от российского правосудия за границей. Аслан Масхадов, нелегальный "лидер независимой Ичкерии", который проводил совещание, где было принято решение о терактах в Москве, был убит спецназом ФСБ в 2005 году. Еще несколько человек были осуждены за пособничество в организации теракта на различные сроки тюремного заключения.
Что касается погибших при штурме людей, то на пресс-конференции 20 сентября 2003 года Президент РФ Владимир Путин заявил, что "эти люди погибли не в результате действия газа", а от "обезвоживания, хронических заболеваний, самого факта, что им пришлось оставаться в том здании". При этом известно, что после штурма, который начался в 6 утра, до 13.00 того же дня не сообщалось о применении газа, поэтому врачи не знали, от какого конкретно отравления лечить пострадавших. Название и формулу использованного газа российские власти до сих пор скрывают.
Через год после трагедии на площади у Театрального центра был открыт памятник, а на самом здании — мемориальная доска с поименным списком погибших.
Ранее "Страна" сообщала, что украинца Гриба в России обвиняют в подготовке теракта в школе.
Также мы писали о заявлении министра нацбезопасности США, что ИГИЛ готовит новое 11 сентября.