Эксперты ЕС призвали начать борьбу с коррумпированной украинской властью
Эксперты аналитического центра Европейского совета по международным отношениям подвергли резкой критике украинскую власть в статье "Украина на грани клептократии" (клептократия - власть воров - Прим.Ред.).
Материал размещен на сайте совета.
Приводим перевод "Украина на грани клептократии" целиком.
"Европе необходимо начать борьбу с украинской властью, и чем скорее, тем лучше.
3 января заявление бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили о предоставлении убежища в Украине было отклонено, устраняя ключевое препятствие для депортации его в Грузию. Если его депортируют, он, скорее всего, будет показательно осужден без справедливого шанса на защиту.
С тех пор как Саакашвили нарушил свой союз с Президентом Порошенко, украинские власти работают сверхурочно, чтобы избавиться от своего нового политического противника. Кампания по преследованию в советском стиле началась с лишения его украинского гражданства (решение, признанное большинством независимых экспертов незаконным), лишения его возможности въехать в Украину и произвольные аресты его помощников.
Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко попытался устроить собственный показушный процесс над Саакашвили, который ему пришлось прекратить 13 ноября, формально из-за слабых доказательств, но фактически из-за давления со стороны ЕС и США.
В то время как Саакашвили не является святой фигурой, кампания против него показывает, до какой вызывающей озабоченность степени судебная система и аппарат безопасности снова втягиваются в грязные трюки политики.
Сам Луценко когда-то был жертвой показушного суда при режиме Януковича. Теперь он устраивает такой же суд от имени Порошенко.
Пока история с Саакашвили затягивается, правящие партии заняты демонтажем самого эффективного антикоррупционного агентства, которое когда-либо было в Украине. 6 ноября Блок Порошенко и Народный фронт подали законопроект, призывающий к увольнению Артема Сытника в качестве главы Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) и ужесточения политического контроля над бюро.
"Преступление" Сытника заключалось в требовании обвинительных приговоров за коррупцию по высокопоставленным олигархам, советникам президента и сыну бывшего премьер-министра. Несмотря на то, что международные наблюдатели оценивали расследования НАБУ как весомые, судебная система Украины отклонила все случаи. Международное давление до сих пор мешало Раде провести окончательное голосование по закону, но оно все еще там и может появиться после того, как Запад будет отвлечен другими вещами.
Более того, законопроект является лишь верхушкой айсберга войны украинского истеблишмента против борьбы с коррупцией. Следователи НАБУ были арестованы, его офисы были обысканы СБУ, и административные указы были использованы для того, чтобы заблокировать ему доступ к информации или, наоборот, затопить его грузовиками бесполезной "информации", подлежащей обработке, - в то время как подозреваемые ушли.
Суды также находятся под угрозой. Двадцать пять из 113 судей, недавно назначенных в новый верховный суд Украины, не соответствуют критериям добросовестности: они обладают необоснованными активами и / или занимаются делами, признанными политическими преследованиями или нарушающими права человека, как это было подтверждено Европейским судом по правам человека.
Вакансии для нового Государственного бюро расследований (ГБР), которые должны были провести расследование коррупции высокого уровня из Генеральной прокуратуры, были заполнены без надлежащей прозрачности, а новые лидеры пришли из рядов старой государственной прокуратуры.
В то же время предложение Порошенко о борьбе с коррупцией отклонило совет Венецианской комиссии и не обеспечило необходимой независимости от политической и судебной иерархии для такого важного суда. Электронные декларации о доходах и владениях государственных служащих до сих пор не привели к каким-либо уголовным расследованиям, в первую очередь потому, что Национальное агентство по предупреждению коррупции (НАПК), которое должно контролировать электронные декларации, находится под контролем олигархов.
Наконец, осенью 2017 года наблюдались усиленные нападения на активистов по борьбе с коррупцией, НПО и журналистов-расследователей. Список сомнительных действий, состоящий из политически мотивированных арестов, сфабрикованных доказательств, организованных протестов, преследований и открытого запугивания, используемых для подрыва следственной работы, очень большой.
Своими действиями Порошенко быстро отменяет прогресс в области верховенства закона и разделения властей, совершенных в Украине после революции достоинства. Если это будет продолжаться, Украина снова станет квазиавторитарной клептократией, в которой немногие держатели власти используют государственный аппарат для продвижения своих частных интересов.
Для Европы проблема в том, что украинские элиты выполняют эту повестку дня, выступая в качестве "проевропейских" и утверждая, будто ведут страну к Европе. Но события предыдущих месяцев показывают, что с нынешним политическим классом у власти Украина не имеет европейского будущего. Как и в Молдове, частное обогащение якобы "проевропейских" политиков только дискредитирует Евросоюз, уменьшит его влияние и сорвет процесс реформ внутри страны.
Поэтому ЕС должен действовать сейчас, если он хочет сохранить доверие к Восточному партнерству. Пока что дипломатические протесты со стороны Соединенных Штатов, Европейского союза и Международного валютного фонда предотвратили самое худшее. ЕС отказался от третьего пакета макрофинансовой помощи, но это не помешает дальнейшему откату Украины назад, учитывая, что теперь она может занимать средства с финансовых рынков.
ЕС также пригрозил приостановить либерализацию виз, поскольку Украина больше не отвечает критериям безвизового режима (введенного в результате реформ в 2016 году). Европейские лидеры, по понятным причинам, не горят желанием выполнить эту угрозу, поскольку это навредит средним украинцам, а не коррумпированной элите. Целевое замораживание европейских активов, принадлежащих особо коррумпированным и блокирующим реформы представителям украинской властной элиты будет гораздо лучшим инструментом. Это даст четкий сигнал в преддверии президентских и парламентских выборов 2019 года, что самозваные "проевропейские" элиты Украины не являются таковыми.
Более того, угроза его переизбранию и власти может быть единственным языком, понятным Порошенко. Многие европейцы уклоняются от прямого противостояния украинскому руководству, опасаясь, что это нанесет ущерб борьбе Украины за независимость и суверенитет по отношению к России. Но это колебание неуместно.
Коррупция и суверенитет - это разные вопросы, которые и следует рассматривать как разные. Украина как страна заслуживает поддержки своей территориальной целостности, потому что Россия незаконно вторглась и аннексировала части этой страны. Такое поведение Москвы никоим образом не может быть оправдано или постфактум легализовано тем, что чиновники Украины являются коррумпированными.
Точно так же, если нынешнее украинское правительство не выполнит свои обещания по борьбе с коррупцией (как это принято в рамках ЕС-Украина-DCFTA), это должно иметь последствия вне зависимости от борьбы Украины с Россией. Центральные требования революции достоинства заключались в том, чтобы превратить Украину в страну, которая уважает верховенство закона, одинаково и с уважением относится к своим гражданам и учреждает проверки и противовесы для предотвращения незаконного обогащения политических элит. Порошенко и его правительство потерпели неудачу в отношении всех этих требований. Его администрация всё больше превращает новую Украину в зеркальное отражение старой Украины. Европейские лидеры не должны предоставлять геополитические фиговые листки для этой регрессии".
Ранее "Страна" сообщала о 10 главных итогах 2017 года для Украины. Ретроспектива "Страны".
Также искра для Порошенко: какие политические последствия может иметь убийство Ирины Ноздровской.