Тайные тюрьмы СБУ и давление на активистов. Новый отчет Amnesty по Украине
Расследование "тайных тюрем" СБУ в Украине не достигло прогресса, также в стране продолжается неправомерное задержание людей со стороны правоохранительных органов.
Об этом сказано в новом докладе международной правозащитной организации Amnesty International, пишет "Радио Свобода".
В докладе оценивается состояние прав человека в 159 странах мира в течение всего 2017 года.
В отчете под названием "Ситуация с правами человека в мире" отмечается, что расследование в отношении "тайных тюрем" украинских спецслужб не достигло никакого прогресса, в то время как представители правоохранительных органов продолжают использовать пытки и другие неправомерные действия в отношении людей.
Представители Подкомитета ООН по недопущению пыток после визита в Украину сообщали, что СБУ предоставила им доступ не ко всем местам лишения свободы и содержания, в частности, речь шла об объектах в Харькове. Когда правозащитники приехали во второй раз, у них сложилось впечатление, что помещение специально очистили, чтобы скрыть следы пыток, говорится в докладе. На момент проверки задержанных перевезли в другие места.
Между тем в места лишения свободы на ныне неподконтрольных Киеву территориях на востоке Украины экспертов не допустили представители группировок "ДНР" и "ЛНР". Они, между тем, продолжают задерживать критиков своих действиях и людей с проукраинской позицией.
В отчете также вспоминают историю задержания Дарьи Мастикашевой — гражданки Украины, которая приехала из России навестить свою мать и сына в Украине. 15 августа СБУ задержала ее на два дня без всякой связи с внешним миром. Впоследствии Мастикашеву обвинили в государственной измене и незаконном хранении оружия. На фотографиях, представленных ее адвокатом, были видны признаки пыток, а суд в Днепре в конце концов решил поместить ее под арест.
Кроме того, созданное в Украине в прошлом году Государственное бюро расследований все еще не начало работу, говорится в анализе.
Активисты и члены неправительственных организаций, освещающих коррупцию в Украине, сталкиваются с давлением и даже насилием, отмечают эксперты. Такие случаи не расследуют в полной мере, а "членов правительства, включая представителей спецслужб в некоторых случаях, подозревают в подстрекательств", говорится в отчете. В марте правительство также обязало антикоррупционных активистов, включая журналистов, декларировать свои ежегодные доходы.
Расследование убийства журналистов, а именно Олега Бузины и Павла Шеремета, не дали никаких результатов. При этом власти продолжают оказывать давление на представителей СМИ через уголовные преследования тех, кто их критикует за провал реформ или политику на востоке Украины, говорится в анализе.
Правозащитники обращают внимание и на то, что Верховная Рада Украины все еще не ратифицировала Стамбульскую конвенцию — комплексный международный документ, целью которого является противодействие насилию в отношении женщин и домашнему насилию.
При этом, ссылаясь на данные Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине, эксперты отмечают, что в случаях сексуального насилия, связанного с конфликтом, украинская система правосудия была не способна должным образом защитить жертв, среди которых как женщины, так и мужчины. Большинство из них были люди, которых удерживали бойцы или правительственные силы, говорится в отчете.
В докладе отмечается, что в Крыму продолжались притеснения свободы слова и собраний. Местная власть при этом всячески нарушает права крымских татар. Также остается под запретом Меджлис крымскотатарского народа, говорится в отчете.
Российские спецслужбы обыскивали дома десятков крымских татар, что является частью более широкой кампании запугивания. При этом мало кто из адвокатов может решиться на защиту прав критиков России, ведь они также становятся объектом преследований.
Так, например, адвоката Эмиля Курбединова арестовали и приговорили к десяти суткам из-за размещения ним его же доклада в социальной сети.
Ранее "Страна" сообщала, что Amnesty International не нашла в статьях Муравицкого госизмены и требует освободить журналиста.