Сегодня парижские "желтые жилеты" снова вышли на протестные акции. Они показали, что намерены додавить власть и заставить ее выполнить свои требования.
Правда, теперь они не ограничиваются ценами на топливо и другими послаблениями автомобилистам. Запросы протестующих дошли до отставки президента Эммануэля Макрона.
Впрочем, если с автомобильной темой власти уже начали идти на уступки, то с VIP-отставками пока непонятно. В понедельник с обращением к нации должен выступить президент. Что он скажет - посмотрим, но одно ясно и без слов: Макрон уже никогда не будет прежней "молодой надеждой Европы", окутанной флером "новой эры".
Украина же смогла посмотреть на французские события, как в зеркало - пять лет назад она пошла по схожему пути. Поэтому за судьбу Франции - да и всей объединенной Европы - как-то особенно тревожно.
"Страна" делает главные выводы из новых акций очередно французской революции.
Вывод 1. Был Макрон - стал Янукович
Эммануэль Макрон стал президентом Франции в апреле 2017 года - на волне популярности не только внутри страны, но и за рубежом. Его молодость подкупала - верилось, что в "геронтократической" Европе наконец-то начали приходить к власти политики современного толка. И это внушало надежды на обновление - особенно у молодежи.
Сегодна та же молодежь, которая составляет ядро протестов, требует отставки Макрона. В их глазах он оказался "президентом богатых". И реальность вроде подтверждает это мнение: крупный капитал за время работы Макрона стал отчислять меньше налогов. А вот простым французам приходится платить все больше и больше. Повышение цен на бензин и дизель, вызванное не ростом цен на нефть, а решением правительства, стало последней каплей в этом процессе.
В итоге рейтинг Макрона буквально растворился. Он и до событий с "желтыми жилетами" упал с первоначальных 60% до 29%, а сейчас составляет 18%. Быстрее падал, пожалуй, рейтинг только у Петра Порошенко.
Конечно, у французского лидера осталась еще примерно половина каденции - и при желании он многое может исправить. Но протестующие в это не верят и говорят, что Макрон - очередной "односроковый" президент, каким был и его предшественник Франсуа Олланд.
Есть у истории с Макроном и более близкие к Украине аналогии. Точно также большим кредитом доверия обладал и Виктор Янукович, ставший президентом в 2010 году. Особенные надежды на него возлагал восточный электорат, надеявшийся, что Янукович закончит противостояние с Россией и запустит экономическое развитие. Однако политика "и нашим, и вашим" озлобила и противников, и сторонников экс-президента. В итоге в ходе Майдана ему почти никто не оказал искренней поддержки - и в стране не сформировалось силы, альтернативной Майдану.
Похожая ситуация сейчас у Макрона, который настроил против себя практически все население Франции. По наблюдениям корреспондента "Страны", костяк протестов составляют белые французы, а мигрантов там не более пятой части.
С другой стороны, Франция - не Украина. Из чего напрашивается другой вывод.
Вывод 2. Майдан, да не тот
Украинские события 2014 года, как не крути, не могут быть калькой для Франции.
Важных отличий от украинского Майдана два. Первое - здесь нет "иностранных друзей". Политиков из других стран, которые явно в пику действующему правительству поддерживают протестующих.
Второе отличие - требования протестующих имеют сугубо социальную подоплеку и только в последние дни сгруппировались вокруг отставки президента. В первую очередь "жилеты" хотят повышения налогов на богатых, а не на бедных. Их требования касаются конкретных финансовых трат, актуальных для каждого француза, имеющего автомобиль.
В Украине-2014 никаких социальных требований не было вообще - они сосредотачивались вокруг абстрактных вещей, явно не связанных с улучшением жизни людей здесь и сейчас. Поэтому протестами было легко манипулировать политикам - ежедневно вбрасывая новые поводы свергнуть власть.
Если же посмотреть на конфликт глазами властей, то и здесь Украина вела себя мягко говоря не по-европейски. Французская полиция особо не церемонится с протестующими. СМИ позволяют с разных точек снимать, как силовики избивают активистов и распыляют в толпу газ. Тогда как в Украине каждый удар дубинкой рассматривался под увеличительным стеклом - и не только в оппозиционной прессе, но и в западных посольствах.
Кстати, в том числе и во французском. Париж тогда осуждал Януковича и требовал от него перестать "прессовать" майдановцев, которых на Западе не осуждали. И Киев прислушивался. В отличие от Парижа, который сегодня считает революцию "желтых жилетов" своим внутренним делом и не позволяет никому диктовать, как себя вести.
Поэтому есть основания думать, что устоев французского государства "желтые жилеты" не расшатают.
Это было очевидно уже сегодня, когда протестующие так и не смогли достичь своей цели и взять штурмом президентский дворец. Спецназ жестко пресекал все попытки.
В тоже время, политику страны протесты изменить в состоянии. Вплоть до очень серьезного разворота.
Вывод 3. США не против этих протестов
Чтобы понять, о каком развороте речь, нужно посмотреть за океан. Сегодняшний день Дональд Трамп выбрал, чтобы - нет, не выразить озабоченность - а от души потроллить Францию.
Он съязвил насчет парижских протестов - назвав их следствием Парижского соглашения о климате, к которому не присоединились США. И отметил, что парижане "хотят Трампа".
"Парижское соглашение не очень хорошо работает для Парижа. Протесты и беспорядки по всей Франции. Люди не хотят платить большие суммы денег, в основном странам третьего мира (которые находятся под сомнением), чтобы, возможно, защитить окружающую среду. Поют "Мы хотим Трампа!" Люблю Францию", - написал президент США в Твиттере.
Призывы "хотим Трампа" действительно звучали на митингах. И здесь президент США подметил интересную тенденцию. Население Евросоюза все меньше доверяет политикам глобалистской формации. Это показывает позитивная динамика рейтинга правых в Европе - политиков, которые постулируют возвращение в ЕС рабочих мест, реиндустриализации и антииммигрантской политики.
Правда, сам протест в Париже носит сугубо левый характер и вряд ли к нему каким-то образом причастны американцы. Требования протестующих прямо противоположны правой и либеральной политике Трампа (который, как известно, снижает налоги на корпорации). По сути это протест бедных и части среднего класса, доходы которых падают либо стагнируют. В том числе и из-за планомерного сворачивания социального государства, что происходит во многих странах Европы, где власти решают экономические проблемы за счет "затягивания поясов" у широких слоев населения.
Другой вопрос: а выгодны ли США протесты во Франции? Скажем так, судя по веселью Трампа - они ему явно не мешают. Ведь объем противоречий с нынешними лидерами ЕС - Францией и Германией - у США в последнее время критический.
Одно из них - финансирование НАТО, от которого Европа хочет отойти и создать собственную армию (это, кстати, и одна из идей Макрона). Примечательно, что потроллив правительство Франции по поводу протестов, Трамп раскритиковал идею европейской армии.
Он отметил, что в годы Первой и Второй мировых войн идея европейской армии "не слишком сработала". По его словам, тогда европейские страны получили поддержку со стороны Соединенных Штатов.
Намек Трампа выглядит даже несколько скандально. Ведь единственной "европейской армией" во время Второй мировой являлся вермахт. Таким образом, в день французских протестов президент США едва ли не обвинил власти Евросоюза в "гитлеризме".
Всё это показывает, что Америке эти протесты как минимум не мешают - и дают лишний повод заявить о несостоятельности нынешней европейской политики. Более того, страх европейских элит перед народными бунтами может заставить их отбросить свои геополитические амбиции и сильнее прижаться к плечу американцев.
Тем более, что протестное движение желтых жилетов расширяется и на другие страны. В них выходят на протесты в Бельгии и Нидерландах. Их надели даже сторонники независимости Каталонии, где на днях начались массовые протестные акции, пик которых обещают к 21 декабря.