15 декабря в Киеве начнется мероприятие под названием "объединительный собор", на котором должны создать автокефальную (поместную) украинскую православную церковь под эгидой Вселенского патриархата.
Этот процесс может запустить большой церковный передел в Украине, главной целью которого являются Лавры и другие храмы - святыни канонической Украинской православной церкви Московского патриархата. Что, в свою очередь, чревато началом масштабного религиозного противостояния в стране.
С другой стороны, даже за несколько дней до Собора не до конца понятно в каком он пройдет формате, будет ли он вообще результативен и выдадут ли по его итогу Томос.
"Страна" отвечает на пять главных вопросов об этом мероприятии.
1. В каком формате пройдет собор?
Встреча украинских церковников состоится 15 декабря в Софийском соборе Киева. Он будет длиться ориентировочно два дня. Возглавит этот собор митрополит Франции Эммануил - подчиненный Константинополя.
Формат встречи тоже определили в Стамбуле. Патриарх Варфоломей настоял, чтобы каждый епископ мог взять на собор обычного священника, монаха и мирянина, которых он выберет на свою усмотрение (хотя в идеале представителей должна избирать вся епархия). Создавая таким образом видимость "всенародности" мероприятия.
Это требование сразу стало объектом для разногласий. В УПЦ Киевского патриархата до последнего момента говорили, что хватит и одних епископов. То есть требовали, чтобы собор был не поместным, а архиерейским. Но позже согласились на формат, навязанный свыше.
Также спорным остается вопрос, каким будет голосование - открытым или нет. У Филарета настаивают на первом варианте, у Варфоломея - на втором. Похоже, эту процедуру будут утверждать уже на самом соборе. Как и другие регламентные вещи - например, формирование президиума и счетной комиссии (только после этого на соборе смогут заняться уставом и кандидатурой предстоятеля).
Все это означает тяжелые компромиссы, которые болезненно даются Киевскому патриархату. Ведь эта конфессия планировала играть ведущую роль на соборе и, пользуясь простым арифметическим большинством, принять все решения под себя (при формате архиерейского собора это сделать проще).
Однако с таким подходом не согласен Константинополь, который формирует новую церковь практически в ручном режиме - и даже собором управлять прислал далекого от Украины архиепископа. Кроме того, результаты поместного собора потом будет сложнее аннулировать или не признать - ведь он демонстрирует более широкое "народное" представительство православных, чем просто совещание архиереев.
Одновременно в Украине на полную катушку включился админресурс - и "строптивого Филарета" начали "деклассировать" уже по линии Администрации президента. Где также не видят будущего за главой Киевского патриархата.
2. Почему Филарет занял "особую позицию" накануне Собора?
Еще в начале процесса предоставления автокефалии глава УПЦ КП однозначно заявлял, что "останется патриархом до самой смерти". Из этого заявления следовало два вывода.
Первый - что новая церковь, создаваемая в пику УПЦ МП, будет полностью независимой, раз обретет собственного патриарха (это высшая ступень иерархии в православии).
Второй - этим патриархом будет именно Филарет, на чьей стороне множество факторов.
Это и чисто арифметическое первенство среди церквей, попросивших автокефалию. И давний бэкграунд "отца украинской независимой церкви" (пусть и не признанной нигде в мире). Да и вообще - кто как не Михаил Денисенко сформировал в Украине пусть и раскольническую, но единственную масштабную православную церковь после УПЦ МП?
Поэтому амбиции главы Киевского патриархата выглядят более чем обоснованными. И будь новосоздаваемая церковь действительно независимой, то шансы ее возглавить у Филарета были бы стопроцентными.
Однако то, что продвигает в Украине Константинополь, далеко от независимой церкви. Ее глава будет называться митрополитом, а не патриархом. У автокефальной украинской церкви прав будет еще меньше, чем у УПЦ в составе Московского патриархата (о чем мы еще скажем ниже).
Таким образом на посту предстоятеля филиала Константинополя нужен не амбициозный и "самоуправный" Филарет, а кто-то более лояльный и управляемый. Для кого сан украинского митрополита - это карьерный рост, а не понижение по рангу.
Да и имидж Филарета в мировом православии как раскольника не позволяет Варфоломею предъявить его миру, как нового представителя "своей" православной церкви в Украине.
Однако в УПЦ КП до последнего момента не оставляют надежды побороться за то, к чему их предстоятель шел всю жизнь. И требуют особых условий при проведении собора. 6 декабря Киевский патриархат созвал синод, на котором выразил несогласие уставом новой церкви, присланным из Стамбула. Филарет лично заявил о своем несогласии с позицией Константинополя
К делу "усмирения строптивного" пришлось подключать тяжелую артиллерию в виде Банковой. Для которой Филарет из союзников теперь стал помехой к вожделенному Томосу, на фоне которого Петру Порошенко нужно пропиариться до президентских выборов.
Как передавал инсайдерский телеграм-канал Churcher, 8 декабря, советник президента Ростислав Павленко посетил резиденцию главы Киевского патриархата Филарета и провел переговоры с ним. Вскоре после этого в здание патриархии съехалось много епископов.
Как стало известно, советник президента добивался встречи с Филаретом наедине, но глава Киевского патриархата согласился общаться с ним только в присутствии наместника главы КП митрополита Епифания (Думенко), главы информационного управления архиепископа Евстратия (Зори) и влиятельного митрополита Львовского Димитрия (Рудюка). О чем они говорили за закрытыми дверями – остается неизвестным, но после этой беседы участники встречи выглядели крайне недовольными друг другом.
Выступая после этого перед епископами Филарет резко критиковал действия Константинопольского патриархата, осуждал амбиции фанариотов. Он выразил уверенность, что в нынешних условиях Патриарх Варфоломей будет вынужден уступить, и в итоге Украинская Церковь непременно добьется полной независимости.
При этом участники епископского собрания заметили, что митрополит Епифаний, который сидел у всех на виду, во время выступления Филарета иронически улыбался. Между тем, глава Киевского патриархата ничего смешного не говорил, а наоборот, был очень серьезен.
Итогом этих ночных бдений стали "Пять пунктов", которые УПЦ КП опубликовала накануне собора:
1. В Киевском Патриархате готовятся к Собору и намерены принимать в нем участие.
2. В соответствии с благословением Святейшего Вселенского Патриарха Варфоломея в работе Собора примут участие архиереи, клирики, монахи и миряне (то есть Филарет пошел на уступки Стамбулу).
3. Наличие ПРЕДЛОЖЕНИЙ со стороны Киевского Патриархата по регламенту Собора или процедуры избрания Предстоятеля не означает, что в итоге НЕ будет согласовано совместное видение. Как участники Собора мы вправе вносить свои предложения, аргументировать и поддерживать их.
4. Учитывая активную роль, которую играет президент Украины в вопросе предоставления Томоса, а также, в условиях избирательной кампании - понятно, что некоторые оппоненты президента, по политическим мотивам, максимально заинтересованы в том, чтобы будоражить страсти и подчеркивать противоречия.
5. В Киевском Патриархате конструктивно настроены перед Собором согласовать с председателем, представителем Вселенского Патриарха митрополитом Эммануилом, и со всеми другими сторонами все необходимые вопросы, чтобы Собор прошел успешно.
Из этого заявления следует, что что УПЦ КП придет на собор - и это пока главная победа Банковой. А дальше Киевский патриархат оставил за собой право внесения предложений по уставу новой церкви, который в черновом своем варианте явно не вызывает восторга у Филарета.
Кроме того киевский патриарх явно предлагает Константинополю вступить с ним в торги еще до собора и обсудить некие условия. Главный козырь КП - большинство епископов на соборе прибудут от епархий Киевского патриархата. И в теории они способны заблокировать любое решение, которое не устроит Филарета.
3. Сколько архиереев УПЦ МП придет на собор?
Участие в соборе православных из УПЦ Московского патриархата - один из ключевых вопросов для всей этой процедуры вообще. Ведь если они туда не явятся - или почти не явятся - то никакого объединения не будет. Вместо этого легализуется новый церковный раскол.
И, видимо, так и произойдет. Как накануне сообщил глава УПЦ КП Филарет, на соборе ожидается всего лишь три или четыре иерараха Московского патриархата.
"Это архиерейский собор. Будут принимать архиереи Киевского патриархата - их больше 40. Двенадцать архиереев Автокефальной церкви и три или четыре архиерея Московского патриархата", - заявил он в Чернигове.
Отметим, что недавний собор УПЦ МП прямо запретил своим епископам появляться на мероприятии под патронатом Варфоломея. Поэтому вряд ли число "мятежников" будет выше, чем называл Филарет.
В пропорции представителей УПЦ МП на соборе будет в любом случае меньше, чем епископов УАПЦ. Таким образом подавляющее большинство голосов находится в руках Киевского патриархата, что не может не радовать Филарета.
Но этот факт напротив раздражает как Варфоломея, так и Банковую. Ведь демонстративный игнор собора со стороны Московского патриархата усложняет процесс установления полной церковной власти над Украиной. И вынуждает идти на крайние меры - которые чреваты неприятными эксцессами в предвыборный период. А после выборов может поменяться власть, которая уже не будет активно лоббировать интересы Вселенского патриархата, и, в итоге, новосозданная церковь просто станет одной из многих (причем далеко не самой крупной) конфессий Украины.
4. Кого изберут предстоятелем новой церкви?
Среди наиболее вероятных кандидатов на избрание митрополитом чаще всего называют:
1. Самого Филарета. За ним - мощная церковная организация, но против него - Константинополь и Банковая. Поэтому шансы у Денисенко половинчатые.
2. Представителя Филарета и Киевского патрирахата. Глава УПЦ КП, учитывая напряжение вокруг своей фигуры, действительно может отойти в сторону, но настоять на том, чтобы новую церковь возглавил выходец из его структуры. Например - упомянутый выше Епифаний (которого Филарет провозгласил своим преемником еще в 2013 году).
3. "Варягов". Если украинские церковники не договорятся, то Константинополь может выдвинуть на пост предстоятеля как минимум две своих кандидатуры. Среди них выделяют экзарха Константинополя в Киеве архиепископа Даниила (Зелинского) и архиепископа Иова (Гечу).
4. Представителя УПЦ МП - из тех, кто придет на собор. Это был бы интересный ход с точки зрения попыток расколоть "непримиримый" Московский патриархат в Украине. Среди наиболее вероятных претендентов звучит имя винницкого митрополита Симеона, близкого к Петру Порошенко.
"Страна" уже рассказывала, что украинский президент лоббирует именно этого епископа на должность предстоятеля новой церкви, поскольку хочет видеть на этом посту лояльного себе человека. Кроме того, это даст президенту повод говорить, что он "объединил" все украинские церкви. Однако учитывая то, что в Соборе, скорее всего, примет участие мизерное число представителей УПЦ МП вероятность избрания Симеона крайне невелика.
5. Какую-то совершенно новую фигуру, которая может быть компромиссной для всех сторон. Таковой, например, иногда называют "теневого" вдохновителя украинской автокефалии в УПЦ МП Кирилла Говоруна (в прошлом - председатель Отдела внешних церковных связей УПЦ).
5. Будет ли новая церковь автокефальной и дадут ли ей Томос?
Как уже рассказывала "Страна", проект устава новой церкви не оставляет сомнения - Константинополь хочет открыть в Украине свой филиал, а не создать независимую структуру.
Стамбул не оставляет Киеву прав ни в канонизации собственных святых (такое право Москва, кстати, дает УПЦ МП), ни в открытии своих церквей за границей. По всем спорным вопросам последняя инстанция - патриарх Варфоломей, а не киевский митрополит. Митрополит, а не патриарх.
Даже миро для церковных треб Киев должен покупать в Константинополе и не имеет права изготавливать его сам. А на церковных службах будут поминать Варфоломея.
Захотят ли украинские епископы такой "автокефалии" - пока неизвестно. Судя по поведению Киевского патриархата, он намерен еще побороться за место под солнцем. А значит на соборе 15 декабря может произойти много интересного. Вплоть до того, что никакого решения принято не будет и мероприятия затянется на несколько недель или даже месяцев.
И до тех пор, пока Собор не утвердит все организационные моменты, не изберет руководителя церкви, Томос Вселенский патриарх подписывать и вручать не будет.
Это плохая новость для Порошенко, которому критически нужен сам факт создания церкви (в любом виде) для использования в своей предвыборной кампании, а потому можно не сомневаться, что он приложит максимум усилий, чтоб к какому то результату в эти выходные на Соборе пришли.
Но далеко не факт, что его коммуникационных способностей на это хватит.