Международная правозащитная организация Amnesty International выпустила отчет, в котором говорится о нарушении прав человека в Украине. Организация призывает украинские власти привлечь к ответственности виновных в нападениях на общественных активистов, правозащитников и журналистов.
Amnesty International обвиняет украинскую власть в том, что она не смогла предотвратить или расследовать многочисленные нарушения прав человека, совершенные в 2018 году, из-за чего создается атмосфера безнаказанности в обществе.
Такая ситуация провоцирует новые нападения на правозащитников политических оппонентов и представителей различных этнических групп. Также в Amnesty International отмечают давление на независимых журналистов и "пророссийские" СМИ.
Amnesty International заявляет, что украинская власть должна обеспечить беспристрастное расследование всех случаев дискриминации и насилия.
"Страна" приводит основные положения отчета.
Военное положение
Начиная с 28 ноября 2018 года, в соответствии с президентским указом от 26 ноября, в 10 регионах Украины было введено военное положение. Это случилось после вооруженного инцидента и ареста украинских моряков российскими пограничниками 25 ноября. Согласно указу, некоторые права и свободы в регионах с военным положением могут быть ограничены в течение 30 дней.
В период действия военного положения Amnesty International отмечала, что власти начали ограничивать общественные собрания, свободу передвижения для нерезидентов, в частности, граждан РФ, и свободу СМИ.
В украинском правозащитном сообществе также распространено мнение, что полная информация о военном положении не была эффективно доведена до сведения граждан. Правительство не предоставило подробных объяснений относительно того, почему необходимо ограничивать определенные права и как эти изменения повлияют на права людей.
Безнаказанность членов радикальных групп
2018 год был отмечен резким всплеском насильственных нападений на ряд отдельных лиц и групп, часто под прикрытием патриотизма и защиты "традиционных ценностей". Те, кто подвергается насилию, происходят из разных слоев общества, включая журналистов, правозащитников, представителей ЛГБТ и этнических меньшинств - особенно ромов - и тех, чьи политические взгляды нападающие считают "пророссийскими".
Практически во всех случаях правоохранительные органы реагировали медленно, и преступники редко, а то и никогда, привлекались к ответственности. Украинские власти прямо не осуждают насилие, в то время как те, кто совершает его, продолжают пользоваться почти полной безнаказанностью, говорится в документе.
Более того, различные комментаторы обвиняли СМИ и блогеров в получении финансовой и другой поддержки от определенных представителей власти. Это способствовало созданию ощущения в обществе, что некоторые лица могут быть выше закона. В свою очередь, это оказывает пугающее воздействие на представителей гражданского общества Украины и препятствует их участию в публичных мероприятиях. Люди боятся ультраправых групп, считают в Amnesty International.
В частности, приводятся примеры нападений на мероприятия в честь международного женского дня 8 марта в Киеве, Львове, Ужгороде и других городах. При этом присутствие полицейских не оказало никакого воздействия на нападающих, их никто не задержал на месте.
Нападения на ромов
В отчете говорится, что каждую весну ромы прибывают в большие города для поиска сезонных работ (например, сбор металлолома) и селятся на пустырях или в отдаленных лесных районах. Каждый раз это провоцирует всплеск ксенофобских высказываний в интернете и нападений на ромские лагеря.
В 2018 году имел место вызывающий тревогу всплеск числа насильственных нападений на таборы, в том числе два дела об убийствах. Реакция властей на эти инциденты была медленной и часто неэффективной, отмечается в отчете.
В частности, описывается инцидент 20 апреля 2018 года в лагере ромских семей на Лысой горе в Киеве. На него было совершено нападение, в результате которого было сожжено 15 палаток. Нападавшие требовали, чтобы ромы покинули лагерь, они использовали ножи, перцовый аэрозоль и, возможно, огнестрельное оружие. До нападения место посещали мужчины, некоторые из которых идентифицировали себя как члены националистической организации C14. На следующий день после атаки в ответ на запросы СМИ полиция заявила, что не получала никаких жалоб на инцидент, и отказалась его комментировать. При этом в С14 открыто рассказывали об этом в интернете как об успешной инициативе. Только после появления в сети видео про нападение министр внутренних дел Арсен Аваков прокомментировал его.
В итоге полиция задержала одного из лидеров С14, который сообщал о нападении в Facebook, и официально обвинила его в хулиганстве (Статья 296 УК Украины). Члены С14 и другие крайне правые группы активно протестовали против решения преследовать их лидера, прибегая к запугивающим действиям против властей. В настоящее время уголовное дело все еще открыто, и никто не обвиняется в совершении преступления.
Также в отчете приводятся другие примеры нападений на ромов – в Берегово Закарпатской области, а также во Львове, где 23 июня был убит 23-летний мужчина и ранены еще 4 человека, включая ребенка. Прокуратура во Львове объявила, что в общей сложности 14 человек находились в розыске в связи с атакой; шесть из них все еще находятся на свободе на момент написания отчета.
Нападения на мероприятия ЛГБТ
Другой регулярной целью нападений со стороны членов ультраправых групп были лесбиянки, геи, бисексуалы, активисты прав трансгендеров и интерсексуалов (ЛГБТИ) и мероприятия, посвященные их правам.
В большинстве случаев они проявляли агрессивное гомофобное и трансфобное поведение, включая словесные оскорбления и угрозы, а также физические нападения на участников ЛГБТИ-мероприятий.
Во время парада в Киеве, Одессе и Кривом Роге полиция обеспечила достаточную защиту и меры по предотвращению насилия в отношении правозащитников из числа ЛГБТИ. Но в большинстве других случаев украинские власти не смогли защитить участников и обеспечить безопасное проведение запланированных мероприятий.
Например, открытое публичное мероприятие "Оскорбление прав ЛГБТИ как форма цензуры: Российский опыт" должно было состояться на частной площадке в Киеве. Более 20 нападавших прибыли на место и угрожали участникам насилием, если они не уйдут. Пять сотрудников милиции Печерского района присутствовали на месте, но отказались вмешиваться. Только после прибытия группы городской патрульной полиции более чем через час участники смогли безопасно покинуть место проведения, но мероприятие было отменено.
На момент написания отчета Amnesty International не известно о каком-либо ощутимом прогрессе в деле.
В нескольких случаях, когда расследование начиналось, полиция редко, если вообще когда-либо учитывала мотив ненависти в нападениях, в том числе на ЛГБТИ-активистов и ромов, и относилась к инцидентам просто как к хулиганству, которое является незначительным преступлением.
Насилие в отношении правозащитников и общественных активистов
Международные правозащитные организации зафиксировали более 50 нападений на активистов и правозащитников в Украине в течение 2018 года. A Коалиция местных правозащитных групп ставит это число еще выше - более 300 нападений.
В подавляющем большинстве случаев не было эффективного полицейского расследования этих инцидентов, и виновные не были привлечены к ответственности, констатируют авторы отчета. Те, кто пострадал от нападений, или их друзья и коллеги часто прибегали к проведению собственных расследований путем сбора доказательств и проведения бесед со свидетелями, что в некоторых случаях привело к идентификации подозреваемых. Полиция им в этом никак не помогала.
Как правило, в ответ на общественный резонанс власти обещает установить преступников. Но эти обещания не сдерживаются, а общественный интерес постепенно исчезает.
В отчете приводится пример дела Катерины Гандзюк, антикоррупционного активиста из города Херсон, которая умерла от травм, полученных во время кислотной атаки. Это дело иллюстрирует недостаток ответа властей на такие нападения, говорится в документе.
Украинские власти должны противостоять угрозам, преследованиям и нападениям на правозащитников, в том числе путем обеспечения своевременного, тщательного, беспристрастного и независимого расследования таких случаев, заявляет Amnesty International.
Преследование журналистов и независимых СМИ
2018 год также был отмечен посягательствами на свободу слова и СМИ. Возбуждались уголовные дела против людей, которые открыто оспаривали официальную версию о конфликте на востоке Украины. Те, кто критиковал власти по темам, связанным с коррупцией, преследовались и запугивались.
4 октября украинский Парламент предпринял беспрецедентный шаг, приняв меры по закрытию телеканалов 112 и NewsOne, которые регулярно критикуют украинские власти. Парламент обратился к Совету национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины с просьбой ввести санкции против компаний, которые владеют этими телеканалами, и лишить их лицензии на вещание. Эти меры еще не были реализованы.
Антикоррупционные журналисты Наталья Седлецкая и Кристина Бердинских в конце августа выяснили, что Печерский районный суд Киева разрешил Генеральной прокуратуре отслеживать местонахождение их телефонов, журналы вызовов и текстовые сообщения в рамках расследования в отношении главы Национального антикоррупционного Бюро Артема Сытника. Журналисты являются свидетелями в этом деле, потому что они общались с Сытником в ходе следствия. Седлецкая смогла успешно отменить первоначальное решение Печерского районного суда. Во время слушания дела Бердинских апелляция неоднократно задерживалась по процедурным причинам, фактически оставляя в действии разрешение следить за ее телефоном.
Василий Муравицкий, журналист из Житомира, столкнулся с множеством обвинений, включая государственную измену, угрозу территориальной целостности Украины, участие в террористической деятельности и разжигание ненависти. Все обвинения вытекают из его работы на русскоязычных сайтах, подозреваемых СБУ в администрировании с территории России или с территорий, находящихся под контролем сепаратистов на востоке Украины. Власти арестовали его 2 августа 2017 года.
Судебный процесс против Василия Муравицкого был омрачен рядом нарушений, в числе которых - запугивание адвоката, давление со стороны СБУ и ультраправых групп. В ходе судебного заседания 6 сентября 2018 года члены они открыто угрожали Муравицкому и его адвокату в здании суда, а затем напали на адвоката. Во время атаки на месте происшествия присутствовал сотрудник полиции, который разговаривал по мобильному телефону и игнорировал происходящее.
Ключевым доказательством против Муравицкого были его трудовые отношения с российским информационным агентством РИА Новости. Это само по себе не является уголовным преступлением по украинскому законодательству. СБУ также опубликовала список статей, написанных Муравицким, которые, как утверждается, нарушают УК Украины. Amnesty International проанализировала эти статьи и не смогла найти заявлений, которые содержат призывы к насилию или разжиганию ненависти, или признаки любого другого преступления. В январе этого года суд в очередной раз продлил Муравицкому домашний арест.
Украинские власти должны уважать право на свободу выражения. Любые меры по ограничению должны быть обоснованы законными целями, говорится в отчете. Должны соблюдаться процессуальные гарантии, такие как судебный надзор и возможность обжаловать ограничения, подчеркивается в отчете.