Бывший генпрокурор Юрий Луценко дал сразу два интервью западной прессе. Правда, с одним и тем же посылом: у Киева нет доказательств коррупции Джо Байдена, вице-президента США времен Обамы.
Дело Байдена (суть которого "Страна" недавно публиковала) – главная точка напряженности между Банковой и Белым домом сегодня.
Владимир Зеленский еще в конце июля во время разговора с Дональдом Трампом пообещал расследовать, каким образом сын Байдена, в бытность отца куратором Украины, оказался в совете директоров украинской газодобывающей компании "Бурисма". И за что он получал там по 50-100 тысяч долларов в месяц.
Однако до сих пор это обещание не выполнено, о чем Зе и напомнили во время поездки в Нью-Йорк.
При этом Трамп еще до прямого разговора с Зеленским пытался добиться начала расследования Украиной дела Байдена, а также дела о вмешательстве украинской власти в выборы в США в 2016 году.
Обсуждались эти моменты в личных переговорах украинских чиновников с адвокатом и советником Трампа Руди Джулиани. Одним из таких переговорщиков был Юрий Луценко – тогда еще генеральный прокурор.
Причем весной он активно выражал готовность помочь Трампу в расследовании дел против Байдена и о вмешательстве украинской власти в выборы в США.
Но после своей отставки Луценко внезапно поменял показания и срочно отбыл в Великобританию.
"Страна" разбиралась, что означает разворот риторики бывшего генпрокурора для дела Байдена в Украине.
Что заявил Юрий Луценко
Во вчерашнем интервью Los Angeles Times бывший генпрокурор заявил, что отказал представителям Трампа в открытии дела против бывшего вице-президента США Джо Байдена.
По словам Луценко, он еще в статусе генпрокурора дважды встречался с адвокатом и советником президента США Руди Джулиани и неоднократно говорил с ним по телефону.
Посланник Трампа часто интересовался тем, какие нарушения мог допустить Байден и его сын Хантер, и просил Луценко провести по ним расследование.
"Я сказал, давайте делать это по линии прокуратуры, а не через президентов. Я сказал ему, что не могу начинать расследование только в интересах американского официального лица", – описал свою реакцию на эти предложения Юрий Луценко.
Он заявил, что готов был содействовать, если бы официальное расследование открыло ФБР. А у Киева не было доказательств для начала собственного расследования.
При этом Луценко в интервью признал конфликт интересов между Байденом и его сыном, занимавшим высокий пост в украинской газодобывающей компании "Бурисма". Однако заявил, что нарушением закона это не является.
Почти то же самое бывший генпрокурор говорил и британской Би-би-си.
В беседе с киевским корреспондентом Би-би-си Ионой Фишером Луценко, сказал, что не планировалось начинать расследование по делу Burisma. И что любое расследование в отношении Хантера Байдена должно начаться в США.
"Это юрисдикция США", – сказал он, добавив, что если и были хищения в Burisma, они "произошли за два или три года до того, как Хантер Байден стал членом совета директоров".
Луценко также заявил, что по украинским законам доказательств вины Байдена и его сына не было – по крайней мере, на момент его работы шефом ГПУ.
Что не так с версией Луценко
Во-первых, Юрий Луценко немного лукавит. У Трампа требовали открыть дела в Украине не против Хантера Байдена, а против его отца, который мог заниматься незаконным лоббизмом именно на территории Украины. Проще говоря – коррупцией, и не где-то в США, а именно в украинской юрисдикции.
Да и сам Луценко в бытность генпрокурором склонялся именно к этой версии.
Еще в марте, накануне президентских выборов, Луценко заявлял совсем другое. Предчувствуя конец власти Порошенко, он активно налаживал контакты с администрацией Трампа и подыгрывал ей. Например, развернув кампанию по дискредитации посла США Мари Йованович, от которой хотели избавиться в Белом доме.
А в начале апреля американское издание The Hill опубликовало материал о том, как Луценко сливает Белому дому компромат на Байдена.
"Луценко заявил, что некоторые сведения, которые он знает в деле Burisma, могут заинтересовать власти США, и он хотел бы представить эту информацию новому генеральному прокурору США Уильяму Барру, особенно о вмешательстве вице-президента", – говорилось в материале издания, которому генпрокурор накануне дал развернутое интервью.
Примерно в то же время Генпрокуратура зарегистрировала новое подозрение владельцу "Бурисмы" Николаю Злочевскому. По версии ГПУ, на его откатах "сидели" зарубежные лоббисты нефтегазового бизнеса – в том числе и сын вице-президента Хантер Байден.
И только смена власти в Украине, скорее всего, остановила этот процесс: решение по столь громким политическим делам должен был принимать президент Зеленский.
Также генпрокурор в своем мартовском интервью The Hill говорил, что увольнение бывшего генпрокурора Виктора Шокина связано с делом компании Burisma, где в совете директоров с 2015 года работает сын Джо Байдена.
То есть Луценко весной явно поддался на уговоры Джулиани и начал вести подкоп под Байдена. Хотя сейчас и говорит, что отказал эмиссару Трампа по всем статьям.
Почему Луценко меняет показания
Что может означать эта перемена в настроении Луценко?
Его противоречивые заявления могут быть вызваны нежеланием портить отношения с партией демократов, которые всеми силами препятствуют развитию дела Байдена – и даже пугают Трампа импичментом.
Очевидно, что Луценко так и не смог получить внятных бонусов от команды Трампа, хотя и окрыто играл за нее в марте-апреле. Однако после поражения Порошенко на выборах история резко сошла на нет. Несмотря на то, что Луценко оставался в кресле генпрокурора до конца августа, он больше ничего не сделал ни по Байдену, ни по "Бурисме".
Не исключено, что в своей весенней партии генпрокурор играл не самостоятельную роль, а направлялся с Банковой.
Порошенко в тот период пытался решить две задачи. Во-первых, накануне выборов отодвинуть от дел посла США Мари Йованович, которая прямым текстом предостерегла его от использования "сетки" по скупке голосов.
Во-вторых – "сделать приятное" администрации Трампа и получить ее поддержку. С помощью которой если не удержать ускользающую власть, то хотя бы выторговать безопасность после ее потери.
Естественно, после разгрома на выборах эти резоны у Порошенко во многом отпали. Одновременно и Луценко перестал в открытую играть на стороне Трампа. Да и сам Белый дом начал искать подходы уже к новому президенту.
И на днях этот поиск сильно активизировался – Зеленский встретился с Трампом. Который, судя по всему, напомнил Зе о его обещании расследовать дело Байдена.
Неизвестно, что в итоге решит Зеленский. Однако если расследование начнется, то фигура Луценко может в нем стать одной из ключевых. Потому что именно он, став генпрокурором, по версии Шокина, закрыл дела против "Бурисмы".
Экс-генпрокурору это, по понятным причинам, совсем не нужно. Чем, видимо, и объясняются обеляющие Байдена заявления Луценко.
По стопам Гонтаревой?
В этом свете интересной выглядит информация экс-нардепа Сергея Лещенко – о том, что Юрий Луценко улетел в Британию.
Лещенко узнал об этом от журналиста NBC Ричарда Энгеля, который общался с бывшим генпрокурором на днях в Киеве. Тот сообщил, что вылетает в Лондон, чтобы "подтянуть свой английский".
Лещенко подчеркнул, что все это происходит в разгар кризиса в связи с импичментом Дональду Трампу, "который спровоцировали поставки дезинформации от Луценко в адрес Руди Джулиани". Также, по словам экс-нардепа, "иностранные журналисты в шоке от такого поведения человека, заварившего всю эту кашу".
Позже эту информацию, по сути, подтвердила пресс-секретарь Луценко Лариса Сарган.
Правда, по ее словам, экс-генпрокурор не сбежал, а уехал на полтора месяца пройти курсы английского языка.
"Юрий Луценко давно планировал и теперь проходит курсы английского языка в Великобритании. Он улетел в воскресенье и ближайшие полтора месяца будет находиться за пределами Украины", – сообщила Сарган.
По ее словам, отъезд Луценко никак не связан со скандалом в США вокруг стенограммы телефонного разговора Дональда Трампа и Владимира Зеленского, где упоминаются Джо Байден, его сын Хантер, а также расследование дела относительно последнего в Украине.
Впрочем, в соцсетях в такую версию не очень поверили.
Блогер Андрей Головачев считает Луценко второй жертвой "Байденгейта" после Курта Волкера.
"Итак, второй жертвой, после Волкера, в деле Байденгейта, оказался Луценко, который вынужден был, вслед за Гонтаревой , бежать в Англию , – "поправить свой английский" – чтобы избежать допросов по поводу того, как он, по требованию послихи США Йованович, похоронил дело "Бурисмы" и Байдена.
Но это все цветочки. Ягодки начнутся, когда американцы, наконец, зададут себе главный вопрос:
"А за какие такие заслуги компания "Бурисма" неожиданно пригласила сына Байдена, откровенного болвана Хантера, в состав совета директоров и выплачивала ему 50-150 тыс. долл. ежемесячно? И какова роль самого вице-президента Байдена во всей этой истории?"
Когда демократы инициировали процедуру импичмента Трампу, они мне напомнили ту самую унтер-офицерскую жену, которая высекла сама себя. Похоже, именно это и надо было Трампу, чтобы, наконец, донести до американцев мелкие проделки Байдена в Украине и устранить своего главного конкурента на выборах".
Блогер Станислав Речинский напомнил, что в Лондоне живет еще одна соратница Порошенко – Валерия Гонтарева. Да и сам экс-гарант на днях ее там навещал.
"Луценко уехал в Лондон "подтянуть английский"... А Порошенко вернулся? Или в Лондоне "правительство в изгнании" формируется?"
К слову, уже прошел слух, что дело Байдена не оставит Луценко в покое и в Лондоне. И что туда к нему в гости летят старые знакомые – доверенные лица Джулиани Игорь Фруман и Лев Парнас. С ними Луценко уже встречался в начале года.