В Болгарии вчера задержали Алексея Левина, которого подозревают в организации убийства херсонской активистки Екатерины Гандзюк.
На нее напали 1 августа 2018 года. Гандзюк плеснули в лицо концентрированной серной кислотой. Через несколько месяцев, 4 ноября, она умерла в больнице от обрыва тромба.
Это была явно заказная акция. Непосредственных исполнителей, пятерых мужчин, летом 2019 года приговорили к разным срокам заключения. А вот вероятные организаторы и заказчик до сих пор под следствием.
"Страна" разбиралась, кто такой Левин и почему в последнее время активизировалось следствие по делу Гандзюк.
Как расследовалось дело Гандзюк
Только к февралю 2019 года – то есть спустя семь месяцев после нападения на активистку – следствие выдвинуло более-менее оформленную версию.
Генпрокурор Юрий Луценко назвал заказчиком главу Херсонского облсовета Владислава Мангера. Организаторами – уголовника-рецидивиста Алексея Левина и Игоря Павловского, который был помощником нардепа БПП Николая Паламарчука.
Павловский, по версии следствия, подыскал исполнителей, среди которых нашлись и ветераны АТО. А Левин посредничал между ним и заказчиком.
11 февраля этому предполагаемому заказчику – главе Херсонского облсовета – вручили подозрение.
Интересно, что Мангер на тот момент состоял в "Батькивщине". После этого заговорили о том, что у Порошенко через дело Гандзюк хотят дискредитировать Тимошенко – ЮВТ рассматривалась Банковой как основной конкурент на предстоящих выборах президента.
Тем более, что губернатор области Алексей Гордеев из "Блока Порошенко", на причастность которого к смерти Гандзюк указывали ее родители, остался вне подозрений.
Но вернемся к Мангеру. Следствие считало, что он побил горшки с Гандзюк на почве незаконной вырубки лесов, которые специально поджигали, чтобы списать проданный лес как сгоревший. "Страна" рассказывала об этой версии сразу после смерти Гандзюк.
Сам подозреваемый заявил, что с Екатериной даже знаком не был. И позже говорил, что атака на нее курировалась со стороны СБУ.
Суд в итоге арестовал Мангера с правом выйти под залог. А в апреле ему смягчили подозрение – с заказа убийства на заказ избиения – и еще позже снизили сумму залога. Летом же следствие по нему вообще остановили.
Той же весной, в начале мая, суд выпустил под ночной домашний арест одного из подозреваемых в организации преступления – Игоря Павловского. Он сидел в СИЗО с ноября.
Объяснили это состоянием его здоровья. А летом ему просто не стали продлевать меру пресечения. Хотя в июле закончили досудебное следствие и передали его дело в суд.
Забавно, что "больной" Павловский тем же летом был замечен на футбольном Суперкубке в Киеве.
То есть в тюрьме остались только исполнители – по организаторам и заказчикам дело волшебным образом разваливалось.
Левин же – тот, кого следствие называло посредником между заказчиком (Мангером) и организатором (Павловским), все это время находился в бегах за границей. Интересно, что страну он покинул 19 августа 2018 года – почти спустя месяц после нападения на Екатерину. Всплывая периодически то в Доминикане, то в Евросоюзе.
Но, по сути, это был ключевой человек в цепочке от заказчика к исполнителям убийства.
Реанимация дела Гандзюк
В минувшем ноябре Левина объявили в международный розыск по линии Интерпола. Это означало, что шансы его задержать резко повышаются.
Неизвестно, почему этого не сделали раньше. Но дальше было еще интереснее. 20 января в Херсоне задержали Игоря Павловского – правда, не по делу Гандзюк, а по линии преступной организации, которая совершала в Херсонской области поджоги и запугивала граждан.
Павловского снова посадили в СИЗО на два месяца.
А через несколько дней в Болгарии задержали Алексея Левина – ключевого фигуранта дела Гандзюк. Задержание проводили в том числе украинские прокуроры и сотрудники СБУ.
Синхронность взятия Павловского и Левина вряд ли случайна. То есть речь идет о серьезной реанимации расследования по Гандзюк.
По одной из версий, это связано с желанием властей сбить волну недовольства "патриотической общественности" арестом атошников и волонтеров по обвинению в убийстве Шеремета и показать, что преступления, которые требовала от власти раскрыть "патриотическая общественность", также активно расследуются.
Кто такой Алексей Левин
42-летний Алексей Левин еще несколько лет назад был известен херсонцам как один из организаторов ОПГ Москалей – одной из самых кровавых преступных группировок Херсонской области.
Банду Москалей организовал отец Алексея Москаленко-младшего – Алексей Москаленко-старший. К семейному криминальному "бизнесу" отец привлек двух сыновей. Банда специализировалась на угонах машин, вымогательстве и вооруженных грабежах таксистов – на ее счету несколько десятков эпизодов вооруженных грабежей, похищений людей и убийств.
ОПГ Москалей входила структурным звеном в группировку президента местного боксерского клуба Владимира Шпинды.
Фамилию Левин Алексей Москаль взял только после выхода на свободу в 2016 году. Дело в том, что в 2006 году банда Москалей была задержана и ее участники получили солидные сроки. После задержания и судов организатор ОПГ Алексей Москаленко-старший получил пожизненный срок заключения. А его сын, Алексей Левин-Москаленко, получил 12 лет.
Впрочем, криминальная кличка у Алексея Левина-Москаленко осталась прежняя – Киллер. Дело в том, что самые "щекотливые" поручения по устранению конкурентов отец и глава банды Алексей Москаленко по кличке Москал поручал своему сыну Алексею Москаленко Киллеру.
В 2016 году отец и сын Москаленко в результате сложной и запутанной череды апелляционных судов были буквально вытащены на свободу по "закону Савченко", несмотря на пожизненный срок у старшего. Интересно, что адвокатов отца и сына Москаленко и все судебные издержки щедро финансировали некие неизвестные благотворители.
Сразу после выхода на свободу млаший Москаленко, Алексей, поменял фамилию. И моментально оказался в обойме местной властной элиты, став помощником депутата Херсонского облсовета от Радикальной партии Николая Ставицкого.
Который, в свою очередь, входил в ближний круг председателя облсовета Владимира Мангера. Интересно, что Алексей Левин дружил еще с одним из фигурантов дела Гандзюк – Игорем Павловским.
Основной задачей Левина было "решение щекотливых" вопросов – связанных с контролем и вырубкой леса и рейдерством фермерских хозяйств. Для этих целей Алексей Левин развил активную деятельность, подтянув для этого несколько херсонских гражданских организаций, которые объединяли ветеранов АТО.
Именно эта связь – Алексея Левина и подозреваемого в убийстве Гандзюк Сергея Торбина – и стала основной версией следствия по убийству Екатерины.
По информации "Страны", именно Левин перед убийством Кати Гандзюк несколько раз связывался по телефону с Сергеем Торбиным – об этом свидетельствует трафик телефонных переговоров.