Вчера в Одессе безуспешно пытались поднять затонувший у побережья нефтяной танкер Delfi. Но в самый ответственный момент лопнул буксировочный трос. В итоге работы отложили до понедельника.
Таков промежуточный итог более чем семимесячной эпопеи - перевернутое судно "украшает" берега Одессы с ноября прошлого года. До сих пор ни власть, ни собственники корабля не удосужились его поднять.
Причем не потому, что не могли - технически вопрос был решаем. Просто ни держава, ни судовладелец, не захотели нести лишних расходов. И постоянно перекладывали проблему друг на друга.
Разбирали эту очень показательную для современной Украины историю.
Как затонул танкер Delfi
Корабль попал в шторм 21 ноября. Его сорвало с якоря, когда он стоял в порту "Южный" и унесло в море. Потом танкер прибило к одесскому пляжу с похожим названием - "Дельфин" - и ударило о волнорез. После чего 22 ноября вблизи от пляжа корабль сел на мель и перевернулся на бок.
Экипаж танкера эвакуировали. А вот судно более семи месяцев никто не поднимал.
Владельцы корабля и Одесский порт все это время перекладывали ответственность друг на друга. А из танкера тем временем постоянно шла утечка нефтепродуктов - видимо, он дрейфовал по побережью в наполненном состоянии.
Выбросы шли постоянно - последний случился в начале июля. Предельно допустимые концентрации на пляже "Дельфин" из-за этого превысили норму в 16 раз, после чего место для купания пришлось закрыть.
Правда, владельцы судна - британская компания Mister Drake - говорили, что оно было порожним. Информация, скорее всего, не соответствует истине: превышение уровня нефти было зафиксировано несколько раз официальными органами. Что грозит судовладельцам штрафами.
Как выяснила "Страна" еще в ноябре, когда Delfi прибило к одесскому берегу, судно работало "черным бункеровщиком" - заправляло суда без акцизных сборов и налогов. Накануне своего затопления, корабль 11 месяцев простоял в Одессе, не имея ни приписки в порту, ни флага. Что бывает именно при такой схеме заработка.
О том же говорит количество эвакуированного с утонувшего "Дельфина" экипажа - три человека. Столько необходимо для заправки судов, но не хватит для хождения судна.
Внутри затонувшего корабля уже плавали местные энтузиасты-водолазы, которые нашли несколько пробоин, а также заметили, что танкер уже населяют морские животные, и он постепенно превращается в искусственный риф.
Подъем-переворот и подушки
Особенно проблема обострилась накануне пляжного сезона. В Киеве еще в конце марта от Зеленского и Офиса генпрокурора пошли сигналы о том, что вопрос у них "на личном контроле". И владельцы якобы обязались поднять корабль, но этого так и не произошло. Нарушены были три отсрочки, которые давались судовладельцам.
Само государство, хотя и может поднимать суда, от этих работ отказывалось, мотивируя свою позицию намерением избежать высоких затрат. Стоимость подъема танкера составляет около 24 миллионов гривен, поэтому, по мнению власти, спасать свой корабль должен собственник.
В то же время такую точку зрения критиковали юристы: закон предписывает в кратчайшие сроки поднимать затонувшие корабли, если они представляют опасность для акватории. Делать это должен ближайший порт, который потом может взыскать деньги с владельца судна через суд (и такие случаи в Украине уже были).
Однако государство, наоборот, декларировало, что бюджетные деньги тратиться не должны - об этом заявляла генпрокурор Ирина Венедиктова. Хотя полномочия на решение этого вопроса, согласно закону, имеются лишь у начальника порта. Который, как видим, шел в фарватере тех же соображений - пусть платит судовладелец. Но и последний, видимо, не желал тратить столь внушительные суммы. Полагая, что взыскать их потом через суд будет сложнее.
В начале июля в Одесскую область поехал Владимир Зеленский, который начал грозить уголовными делами, если танкер не поднимут. Губернатор дал ему обещание сделать это до 20 июля. Но и президент говорил, что заниматься этим должен собственник, а не государство. Фактически поддержав точку зрения, что держава как бы и ни при чем к танкеру, отравляющему одесское побережье. И снимая с себя всякую ответственность.
Ситуация осложнялась тем, что с мелководья поднять корабль оказалось сложнее, чем если бы он затонул на глубине. В администрации морских портов Украины объяснили, что к танкеру из-за этого невозможно подогнать кран, а техники, которая работает не мелководье, в нашей стране нет.
В итоге придумали такую схему: поднять судно с помощью пневматических подушек, поставить его с бока на киль и отбуксировать в порт. "Подъем-переворот" корабля должен занять около двух недель. А подготовительные работы для этого шли последние недели. Нашел и оплатил подрядчика для этого известный местный бизнесмен Андрей Ставницер.
Подъем начали вчера, 18 июля, - то есть уже с нарушением сроков, поставленных Зеленским. Но так и не смогли ничего сделать.
Трос, который лопнул
О том, что запланированный на вчерашний день подъем судна сорвался, отрапортовала Госэкологическая инспекция Одесской области.
"Сегодня утром (18 июля - Ред.) были проведены все подготовительные работы для начала эвакуации судна "Делфи". К сожалению, две первые попытки оказались безуспешными из-за слабых тросов, один из которых оборвался. Завтра ждем третью попытку", - сообщили экологи.
Как оказалось, оборвался трос, который связывал танкер и один из двух буксировочных катеров. Как именно это произошло, можно рассмотреть на видео.
Однако сегодня, в воскресенье, повторять попытку, вопреки обещаниям, не стали. Как сообщил корреспондент "Страны" из Одессы, сегодня весь день водолазы будут крепить трос. А новую попытку поставить корабль на киль предпримут уже в понедельник.
В целом ситуация крайне показательна - на примере с танкером виден уровень работы властей. Как местных, так и центральных.
Поднять затонувший корабль, который отравляет побережье, - эту задачу должны были решить максимум за месяц (по крайней мере, были прецеденты в Украине, когда поднимали суда и быстрее). Однако из-за попытки сэкономить судно отравляло акваторию более полугода, захватив почти два месяца пляжного сезона.
При этом попытки переложить всю ответственность на судовладельца весьма странные: корабль наносил конкретный экологический вред государству. Которое должно было само как можно быстрее поднять корабль и потом выбивать деньги через суд.
В итоге операцию оплатили частники, а не держава, которая фактически самоустранилась от проблемы, изображая лишь бурную деятельность по "взятию на контроль". Но даже после оплаты судно поднять не могут.