Не успели улечься страсти вокруг "беломайдана" и Лукашенко, как вспыхнули послевыборные протесты в еще одной бывшей советской республике - Киргизии.
Тысячи несогласных с результатами прошедших 4 октября парламентских выборов, на которых разгромно проиграла оппозиция, в понедельник, 5 октября, вышли на улицы и жестко схлестнулись с силовиками. В прошедшую ночь захватили резиденцию президента Сооронбая Жээнбекова, здание генпрокуратуры и выпустили из тюрьмы его главного врага - бывшего президента Алмазбека Атамбаева, люди которого, как считается, и были во многом вдохновителями протестов.
Сейчас все идет к созданию ситуации двоевластия в стране. Протестующие уже заявили, что намерены назначить "временного премьер-министра".
Ситуация в некотором смысле напоминает Беларусь с двумя важными отличиями. Во-первых, у президента нет 100% лояльности силовиков. Благодаря чему оппозиция и смогла захватить ключевые правительственные здания. Во-вторых, и Жээнбеков, и Атамбаев считаются пророссийскими политиками. Страна в целом, так же как и Беларусь, очень сильно экономически и политически зависит от России, а потому вряд ли будет разрывать с ней при любом исходе событий. Да и Евросоюза с Польшей у киргизов под боком нет, а Китай - геополитический союзник России.
То есть это на данном этапе пока идет противостояние двух кланов - южан (Жээнбеков) и северян (Атамбаев), которые уже давно борются между собой за власть в стране, что и приводит к постоянным революциям - сейчас мы уже наблюдаем "третий Майдан" в Киргизии за последние 15 лет.
Однако, если противостояние внутри страны затянется и приведет к дестабилизации вплоть до гражданской войны, то это будет иметь серьезные последствия для всей конфигурации в регионе и может привести к тому, что поднимет голову третья сила - исламисты. И Киргизия превратится в новую горячую точку, с которой что-то должны будут делать ее соседи (в первую очередь Казахстан), а также Россия.
Тем более что может быть цепная реакция. У киргизов давний конфликт с узбеками, который может из-за дестабилизации в Бишкеке разгореться с новой силой и начнется новый "Карабах" уже в Средней Азии.
А к югу находится Таджикистан, где уже в это воскресенье состоятся президентские выборы. И на них на очередной срок идет действующий президент Эмомали Рахмонов, который правит страной с 1992 года. Оппозиция уже призвала к бойкоту этих выборов. Так что дестабилизация возможна и здесь.
В России уже видят в этом некую игру против нее, когда "поджигают" ее союзников одного за другим - Беларусь, Армения и вот теперь Киргизия.
"Страна" разбиралась, что на самом деле происходит в Средней Азии.
Захват резиденции
Вчера сразу после выборов оппозиция назвала результаты голосования сфальсифицированными.
В столице 6-миллионной республики - Бишкеке - оперативно развернулся настоящий Майдан. Протестующие еще днем пытались штурмовать ограду местного "Белого дома", где находятся парламент и резиденция президента, а затем начали строить баррикады из кусков металлического забора и подожженных мусорных баков и забрасывать милицию камнями с коктейлями Молотова. Силовики в ответ использовали светошумовые гранаты и резиновые пули.
В соцсетях киргизы писали, что "людей топчут машинами на смерть".
"Военный КамАЗ топчет безоружную молодёжь", - писали очевидцы в соцсетях. Видео: Кубан Юмалиев.
"Выстрелы, вспышки, крики - вот что творится в центре Бишкека. Кричат "Ура, Кыргызстан!" - рассказал "Стране" житель Бишкека Бектур Омурзаков.
В больницах уже сотни раненых, в основном правоохранителей. Одного из оппозиционеров - лидера партии "Ата-Мекен" Жанара Акаева - во время митинга ранило осколком гранаты в ногу.
"Мы не уйдем, бросив людей. Будем стоять до конца! Повторное голосование должно быть! Клановая система и такой парламент пусть уходят. Люди не расходитесь, мы встанем впереди", - говорил Акаев еще до ранения.
В ночь на 6 октября события ускорились.
Протестующим после нескольких часов стычек с милицией удалось захватить "Белый дом".
Вскоре после этого они добились освобождения политиков, находившихся в заключении — в частности, обвинённого в коррупции бывшего президента, ставшего нынче оппозиционером Алмазбека Атамбаева, бывшего депутата Садыра Жапарова и бывшего премьер-министра Сапара Исакова.
Освобождение происходило так. Митингующие отправились к зданию местной спецслужбы (комитета госбезопасности республики), где в следственном изоляторе находился Атамбаев. После недолгих переговоров с сотрудниками спецслужбы, митингующие вызволили экс-президента, которого называют одним из вдохновителей третьего Майдана в Киргизии.
В то же время из колонии №1 был освобождён экс-депутат Жапаров, которого три года назад приговорили к 11 годам лишения свободы за митинг в Караколе 2013 года.
Ближе к пяти утра Жапаров приехал на площадь Ала-Тоо (местный майдан) и произнёс короткую речь.
Митингующим также удалось взять под контроль общественный телеканал КТРК — ранним утром группа демонстрантов выступила по нему в прямом эфире, призывая не устраивать в столице Кыргызстана мародёрство и беспорядки.
Один из лидеров оппозиции, депутат Жанар Акаев заявил, что следующим шагом митингующих станет создание "координационного правительства", назначение коменданта Бишкека, а затем проведение новых выборов в парламент.
Утром оппозиция захватила здание генпрокуратуры и заявила, что будет назначен временный премьер-министр и генпрокурор.
При этом президент Сооронбай Жээнбеков остается в стране. Но, похоже, намерен идти на уступки и уже допустил возможность аннулирования итогов парламентских выборов.
"Прошлой ночью некоторые политические силы попытались незаконно захватить государственную власть. Используя итоги выборов как повод, они нарушили общественный порядок. Они нарушили мирную жизнь горожан. Не повиновались правоохранителям, избили медиков и нанесли повреждения зданиям. Я приказал силовым органам не открывать огонь и не проливать кровь, чтобы не подвергать опасности жизнь ни одного гражданина. Я предложил Центральной избирательной комиссии тщательно расследовать нарушения и при необходимости аннулировать результаты выборов", - заявил Жээнбеков.
Впрочем, пока ничего не указывает на то, что оппозиция, захватившая правительственные здания, готова вести с ним диалог кроме как по теме передачи власти.
Среди победителей выборов - братья президента и экс-таможенника
На выборах, которые и привели к протестам, в парламент прошли четыре партии, три из которых связаны с правящей элитой.
Большинство голосов получили Биримдик, что означает "Единство" (в состав которой входят многие приближенные президента Жээнбекова, в том числе его брат) и Мекеним Кыргызстан - "Моя родина - Кыргызстан" (в ней состоит брат бывшего заместителя председателя таможенной службы Кыргызстана Раимбека Матраимова, который фигурировал в масштабном международном расследовании о выводе из страны 700 млн долларов и коррупции на таможне).
В составе третьей партии "Кыргызстан" - бывший спикер парламента Дастан Джумабеков. С его именем был связан скандал перед выборами, когда политик подарил одной из рожениц 50 тыс. сомов (около 18 тыс. грн) и был обвинен в подкупе избирателей.
Ключевые оппозиционные партии, Ата-Мекен и Республика, не преодолели 7-процентный проходной барьер. Это стало шоком для многих киргизцев.
Оппозиция обвиняет власть в массовом подкупе избирателей.
Позиция международных наблюдателей по выборам в Киргизии пока размытая. Глава наблюдательной миссии ОБСЕ в Кыргызстане Томас Бозеруп заявил, что выборы "в целом были хорошо организованы", однако отметил, что обвинения в покупке голосов "вызывают серьезные опасения".
Жээнбеков заявил, что во время выборов все партии получили равные условия для агитации, однако признал, что подкуп избирателей действительно был проблемой.
"Для искоренения данного негативного явления необходимо улучшить экономическое состояние населения", - цитирует президента его пресс-служба.
Предвыборная кампания проходила на фоне пандемии, сильно ударившей по Кыргызстану.
В стране был зафиксирован один из самых высоких показателей смертности на душу населения в мире, а карантин срезал пятую часть бюджета. По прогнозам правительства, Кыргызстан ждет самый сильный спад ВВП в регионе.
Все это, естественно, подогревает протестные настроения в обществе.
25 долларов за голос
В соцсетях пишут о массовой покупке голосов (почти треть страны - за чертой бедности, а каждый шестой киргиз работает в России).
Такса за голос, по словам самих киргизов, - около 2 тысяч сомов (25 долларов, или 700 грн).
"Для наших людей это деньги, на которые можно пожить. Видела видео с подвозом подкупленной избирательницы, приехала девушка с ребенком - в куртке, но в шлепанцах. Возможно у нее нет денег на осеннюю обувь, она вынуждена в октябре в резиновых шлепках ходить. И то, на эти деньги она, скорее всего, еды домой купит, а не обувь", - рассказала "Стране" жительница Бишкека Айдай Иргебаева.
В России, которая считается союзником Киргизии по ОДКБ и Евразийскому экономическому союзу, пока официально не отреагировали на события в Бишкеке. Но в Госдуме назвали происходящее попыткой извне осуществить в стране цветную революцию.
Пока просматривается два варианта развития событий.
Первый - Россия поддержит действующего президента и даст понять оппозиции, что не признает его насильственного свержения. Но и самого президента побудит пойти на диалог с оппозицией. Но сможет ли это снизить накал противостояния - непонятно. Есть риск, что оно перейдет в длительную фазу, чреватую полной дестабилизацией.
Второй - Россия убедит президента Жээнбекова покинуть свой пост и будет участвовать в создании переходного правительства, которое проведет новые выборы. Но не факт, что и это поможет успокоить ситуацию. Ведь пока не совсем понятно, как разрешить межклановые противоречия, которые, по сути, и являются главным "двигателем" киргизского Майдана.
АША не понял намека Путина
В экспертной среде также говорят о борьбе кланов, связанных с нынешней и прошлой властью.
Среди тех, кто призывает киргизов выйти на митинги, оказался бывший президент, а нынче оппозиционер в заточении Алмазбек Атамбаев, или как его называют по инициалам АША.
Год назад его лишили политической неприкосновенности и сейчас он находится в СИЗО по обвинению в коррупции, узурпации власти и других тяжких преступлениях (ему грозит 11 лет тюрьмы).
Прошлогодний арест Атамбаева со штурмом его резиденции стал кульминацией конфликта с действующим президентом Сооронбаем Жээнбековым.
Бывшие союзники поссорились три года назад, когда Жээнбеков упрекнул предшественника в коррупции.
"Атамбаев жаждет реванша. В прошлом году он не получил ожидаемой поддержки Кремля. Путин еще в прошлом году сказал ему, что хватит с Кыргызстана политических конфликтов и чтобы подобное не повторялось, нужно объединиться вокруг действующего президента. Но Атамбаев не понял намека, к тому же у него есть сторонники. Страна фактически оказалась на пороге гражданского конфликта", - сказал "Стране" киргизский политэксперт Айдын Калмурзаев.
Если это Майдан, то запоздалый, говорит эксперт. Атамбаев оставил пост в 2017 году и стал первым киргизским президентом, который ушел без революции.
Первый президент Киргизии Аскар Акаев был свергнут в 2005 году во время первого Майдана. Его преемник Курманбек Бакиев лишился власти в 2010 году во время второго Майдана.
После краткого переходного периода под управлением Розы Отунбаевой избрали Атамбаева.
После начала противостояния с нынешним президентом Атамбаеву предрекали политическую эмиграцию и побег из страны, как это сделали его предшественники (Акаев проживает в России, Бакиев получил политическое убежище в Белоруссии).
Однако он остался в Кыргызстане. Причем вплоть до ареста, по слухам, продолжает контролировать целые отрасли киргизской экономики, в том числе и контрабандные потоки.
"Большинство киргизов не хочет революций, люди устали от потрясений и беспорядков, к тому же нельзя сказать, что при прошлой власти, которая нынче стала оппозицией, жилось хорошо. Наоборот, бывших упрекали в узурпации власти, создании чуть не мафиозной структуры", - говорит Калмурзаев.
В случае серьезного обострения в Киргизии дестабилизация грозит всему региону.
"Может вспыхнуть на юге в Таджикистане. И это как минимум", - говорит эксперт.
В России уже назвали происходящее попыткой раскачать ситуацию в стране извне.
"Считаю, что массовые протесты – это попытка осуществить «цветную революцию», которая координируются извне. Внешние силы пытаются вмешаться в демократические процессы, которые происходят на территории наших ближайших соседей и союзников", - заявил депутат Госдумы России Михаил Шеремет, который был наблюдателем на выборах в Киргизии.
Впрочем, пока, как писалось выше, проявляется не столько внешнее вмешательство, сколько старые межклановые противоречия. Другой вопрос, что ими действительно могут воспользоваться внешние силы для создания очередного очага напряженности около России и Китая.
Поэтому Москва, скорее всего, постарается тем или иным образом максимально быстро затушить конфликт, чтоб он не привел к полной дестабилизации ситуации в стране и в целом в Средней Азии.