Анализируем ситуацию на фронте и в переговорном процессе на тридцатый день войны.
Ситуация на фронте 25 марта
Под Киевом ситуация остается в режиме "тревожного ожидания" активизации действий со стороны обеих воюющих сторон.
Украина заявляет, что под Чернобылем россияне развернули крупный тыловой лагерь и блокировали Славутич. Из чего можно сделать вывод, что противник всерьез намерен закрепляться под Киевом.
Также Генштаб сообщает, что россияне активно перебрасывают резервы в Беларусь. Это означает, что затем они, скорее всего, будут направлены под Киев.
Зачем Россия укрепляет свою "киевскую" группировку? По распространённой версии - чтоб продолжить попытки блокировать Киев, а то и штурмовать город. Но и есть и другое возможное объяснение - россияне опасаются, что на этом направлении украинская армия перейдёт в контрнаступление, а потому и подтягивают резервы.
О самом контрнаступлении в последнее время говорят все чаще. Кроме того, под Киевом стали массово фиксировать появление иностранных добровольцев - от американцев до грузин.
При этом пока нет оснований говорить, что положение уже сейчас кардинально меняется. Пример - ситуация с Макаровым. На днях было заявлено, что он был освобождён украинскими войсками.
Но сегодня замначальника штаба Командования Сухопутных войск ВСУ Александр Грузевич заявил, что Макаров находится в "серой зоне" и на сегодняшний день ни российские, ни украинские войска его не контролируют.
"Он не контролируется никем на сегодняшний день, можно так сказать. Но принимаются меры. Потому что через Макаров пролегает путь логистического обеспечения. Враг действует наскоками. Пробует. Ищет слабые места. Как мы говорим, проводит разведку боем – где можно в ближайшее время продвинуться вперед. Но у него не получается. То есть Макаров почти серая зона – ни вашим, ни нашим", - сказал Грузевич.
Он также призвал не заниматься самоуспокоением по поводу "скорого исчерпания резервов России" (о чем часто говорят в Украине).
"Есть ли у противника силы? Конечно, есть. Все эти громкие заявления о том, что у них заканчиваются ракеты - по интенсивности обстрелов мы наблюдаем, что все не так. Противник активно ведет огонь, особенно по военной инфраструктуре, по нашим военным объектам", - заявил Александр Грузевич.
Сложная ситуация под Изюмом. ВСУ сообщают, что противник атаковал позиции украинских сил под Каменкой - городом южнее Изюма по трассе на Славянск.
"В районе города Изюм противник предпринял попытку прорыва обороны наших войск с юга, в районе Каменки, остановлен в районе Тихоцкого. Идет уничтожение вклинившегося врага", - говорится в сводке Генштаба.
Судя по карте, Каменку (а значит и Изюм) пытаются обойти с юга, в нескольких километрах от границ Донецкой области. То есть, российские войска все ближе подходят к Донбассу с севера, пытаясь реализовать свой план удара в тыл группе украинских войск в зоне ООС.
Но битва за Изюм и вокруг него еще не закончена.
Еще один важный момент из сводки - россияне наращивает группировку флота в Азовском море. Туда уже вошёл малый тральщик "Валентин Пикуль", ракетный катер "Набережные Челны" и два десантных катера.
То есть, идёт концентрация сил армии РФ на штурме Мариуполя.
Собственно, это заявляет и сама Россия. Сегодня минобороны РФ подвело итоги месяца "спецоперации" в Украине. Основная мысль - главная цель Москвы это Донбасс (выход на административные границы областей), на остальные направления в Украине войска ввели, чтобы сковать силы ВСУ. Поэтому, мол, и остальные города не штурмуют.
Как утверждают в российском Минобороны, присутствие войск России там - это некий манёвр, который призван сковать силы Украины и не дать ВСУ усилить группировку на Донбассе до тех пор, пока армии РФ и "ЛДНР" не займут всю территорию Донецкой и Луганской областей. По утверждению российских военных, именно это и является главной задачей всей "спецоперации".
Но при этом в Минобороны России добавили: "хотя такую возможность (штурм городов вне Донбасса - Ред.) мы не исключаем, по мере выполнения отдельными группировками поставленных задач".
В общем, концепция "спецоперации", похоже, будет меняться по ходу событий в зависимости от того, как обстоит ситуация на фронте.
На данном этапе заявление Минобороны России, что главная задача - это занять весь Донбасс, а движение по всем остальным направлениям - это лишь "маневры", можно рассматривать как подготовку к тому, что в случае, если российские войска выйдут на границы Донецкой и Луганской областей, то цели спецоперации будут объявлены в значительной части выполненными.
Оптимизм Эрдогана, пессимизм Кулебы
Сегодня пошли разнонаправленные сигналы о ходе украино-российских переговоров.
Начнем с позитивных. Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что Украина и Россия близки к консенсусу по 4 из 6 пунктов переговоров о мире.
По его словам, страны близки к консенсусу по таким пунктам:
- Отказ от вступления в НАТО,
- Официальный статус русского языка
- Демилитаризация (отказ от размещения наступательных вооружений)
- Вопросы коллективной безопасности.
По его словам, Украина не согласна с пунктами о российской принадлежности Крыма и независимости Донбасса.
Но позже глава МИД Украины Кулеба фактически опроверг это заявление. Он заявил, что нет никакого консенсуса с Россией по поводу этих четырёх пунктов.
Он заявил, что единственным государственным языком в Украине есть и будет украинский.
По словам Кулебы, классификация ключевых тем переговоров на четыре или другое количество пунктов некорректна. В подгруппах делегаций одновременно обсуждается много разных вопросов.
Переговорный процесс, по мнению Кулебы, идёт очень тяжело.
Украинская делегация от своих требований не отказывается. "Мы настаиваем прежде всего на прекращении огня, гарантиях безопасности и территориальной целостности Украины", — заявил Кулеба.
По сути подтвердил это и глава российской делегации Владимир Мединский. Он заявляет, что Россия и Украина на переговорах "ближают позиции по второстепенным вопросам, по главным политическим вопросам фактически топчутся на месте".
"Без демилитаризации, денацификации Украины, признания Крыма и Донбасса заключение договора с Киевом маловероятно. Россия настаивает на комплексном договоре, где кроме нейтрального статуса Украины и гарантий безопасности будут еще жизненно важные для России позиции", — также заявил Мединский.
То есть, позиция России в том, что согласия Украины лишь на нейтральный статус недостаточно для прекращения огня. В то же время, именно такой нарратив поддерживают в Украине.
Это значит, что пока нет совпадения позиций у сторон, будет продолжаться война (о чем прямо говорят российские представители: кроме Мединского об этом сегодня заявил замглавы Совбеза Дмитрий Медведев).
Еще один вариант, который бы помог уладить вопрос быстрее - активная позиция Запада. То есть, если б он активно подталкивал обе стороны к заключению соглашения. Но в тех же США пока подают противоречивые сигналы по этим переговорам. И дают понять, что идею уступок России не разделяют.
Это также может играть на затягивание переговорного процесса.
Впрочем, заявления Киева и Москвы о несовпадении позиций Украины и России может быть обманным маневром, чтоб раньше времени не разгоняли "зраду" о возможных договоренностях. А на самом деле, к компромиссу обе стороны движутся, хотя и с большими проблемами.
При этом, как уже писала "Страна", и Россия, и Украина могут рассчитывать в ближайший месяц переломить в свою пользу ситуацию на фронте (Россия попытается завершить операцию по окружению украинской группы войск на Донбассе, а Украина попытается провести успешное контрнаступление на одном из участков фронта, например, под Киевом). Главная задача - усилить свою переговорную позицию, добиться от противника требуемых уступок и выйти на финальную версию мирного соглашения.
Так или иначе, но чем дальше, тем более очевидно, что война несет огромный ущерб и катастрофические риски и для Украины, и для России. А потому в интернах обеих стран ее как можно быстрее закончить.
Газовый отказ
После вчерашнего визита Байдена в Брюссель стало понятно, что прямо сейчас ЕС от российского газа отказываться не будет и в ближайшие два-три года продолжит его покупать (возможно, постепенно снижая эти объемы).
Против того, чтобы прекращать эти закупки сегодня открыто выступили две страны Евросоюза - Румыния и Венгрия.
"Мы прекрасно знаем, что в Европейском союзе есть государства, которые относительно мало зависят от российского газа или российской нефти, но есть государства, которые почти полностью зависят от российского газа и нефти. Понятно, что на данный момент вводить санкции в этой сфере нереально.
Мы придерживались принципа, что эти санкции должны иметь наиболее сильные последствия в первую очередь для России, а не для нас. И поэтому ясно, что мы не можем применять санкции, которые в конце концов намного тяжелее переносятся нашими государствами, чем Россией. Конечно, были дискуссии за и против. Но конкретного формального предложения по пакету санкций в области энергетики не было", - заявил президент Румынии Клаус Йоханнис.
По его словам, на отказ от российских энергоносителей могут уйти годы.
Вчера с аналогичным заявлением выступил глава МИД Венгрии Сиярто.
А сегодня Польша подтвердила, что Германия и Австрия выступают против прекращения закупок российских энергоресурсов.
То есть в целом Европа, хоть на уровне риторики поддержала Байдена, но на главный удар по России - нефтегазовое эмбарго - не решилась.
А это значит, что Россия пока сможет и финансировать войну в Украине, и смягчать эффект от санкций.
Правда, как следует из заявлений Байдена и европейских политиков, через 2-3 года потребления российских нефти и газа в Европе все же попытаются свести к минимуму. Но в Москве рассчитывают, видимо, что за это время ситуация в целом поменяется, война в Украине закончится, с Европой снова можно будет о чем-то договариваться, а если договорится не получится, то за 2-3 будет время переориентировать поставки энергоносителей в Азию (в Китай и в Индию), которые никакие санкции против России не вводили.
На Западе это понимают, а потому в американской прессе уже пишут, что в Белом доме думают над мерами против третьих стран, которые помогают России обходить западные санкции. В первую очередь имеются в виду Индия и Китай. Но что это будут за меры - пока не очень понятно.
Еще один элемент неизвестности - за какую валюту будут покупать российский газ европейцы до тех пор, пока от него не откажутся (то есть - ближайшие два-три года). Россия настаивает на рублях, в Европе за последние два дня буквально все уже сказали, что на рубли переходить не хотят. Но как будет в реальности, если Москва поставит вопрос ребром - вопрос открытый. Пока российский газ европейцам заменить нечем.