Украина уже почти неделю не может оправиться от последней ракетной атаки на объекты энергетики. По всей стране действуют аварийные графики отключения света.
То есть - люди сидят без электричества практически целыми днями.
В этих условиях власть начала открывать "пункты несокрушимости" ("незламності" по-украински), где можно отогреться, зарядить гаджеты и выйти на связь.
Но это в теории. На практике все работает далеко не так гладко.
Разбирались, что происходит с одной из главных инициатив по преодолению последствий блэкаута.
Как запускали "пункты незламності"
На сайте Офиса президента первое упоминание о таком пункте связано с Херсоном. 18 ноября в только что освобожденном городе открыли палатку, где можно было подзарядить телефоны, поесть и согреться.
Для Херсона, который сидел к тому времени без света длительное время, вопрос был крайне актуален. Но после ракетного удара россиян 23 ноября, который вызвал блэкаут по всей стране, он актуализировался и для остальных регионов.
Первый в Украине "пункт несокрушимости" в Херсоне
Еще накануне удара - 22 ноября - Владимир Зеленский выпустил видео, в котором заявил, что "пункты несокрушимости" открываются по всей стране, и уже подготовлено четыре тысячи таких мест.
"Если снова состоятся массированные российские удары и если будет понимание, что спустя часы поставки электричества не возобновить, то активируется работа "пунктов несокрушимости". Там все базовые услуги: электричество, мобильная связь и интернет, тепло, вода, аптечка. Совершенно бесплатно и круглосуточно. Пункты будут работать обязательно – при всех областных и районных администрациях, также при школах, зданиях ГСЧС и т.д", - заявил Зеленский.
Также запустили сайт, где есть карта пунктов и их специализация - наличие генератора или генератора с интернетом. Также там отмечались пункты "ответственного бизнеса", которые предоставляет свои офисы для обогрева. И третья категория - магазины, заправки и кафе, куда можно зайти для подзарядки (все остальное - за плату).
После российского удара 23 ноября замглавы ОП Кирилл Тимошенко заявил о развертывании 800 новых "пунктов несокрушимости" силами ГосЧС - речь шла о палатках с генераторами.
Они начали открываться в течение следующих дней, и это стало основной публичной темой для Офиса президента. Наибольшее внимание было приковано к Киеву, который был обесточен сильнее других городов.
Но 25 ноября Зеленский обвинил киевскую власть в "профанации" этой идеи.
"Профанацию с киевскими "пунктами несокрушимости" никто никому не простит. Как и ложь в отчетах разного уровня. Прошу относиться серьезнее", - заявил Зеленский, добавив, что он ожидает от властей Киева улучшения обеспечения "пунктов несокрушимости".
На следующий день глава президентской фракции "Слуга народа" Давид Арахамия заявил, что нардепы проинспектируют пункты несокрушимости в Киеве. На следующий день он озвучил результаты проверки: 20% формально запущенных пунктов закрыты, в других - проблемы.
"Где-то есть три генератора, но они не подключены, где-то нет ни одного генератора, где-то нет интернета, где-то нет воды", - заявил Арахамия.
Источник "Страны" в окружении мэра Киева назвал эти заявления проявлением политического противостояния Банковой с Кличко.
"Политическое противостояние. Видимо, не нравится, что у мэра высокая поддержка киевлян. А обустройство пунктов несокрушимости просто очередной повод. В первую очередь, они критикуют свою же вертикаль, потому что глав районных администраций, ответственных за эту подготовку, назначает президент, эти полномочия местному органу власти так и не передали. Всех не своих глав за год до полномасштабной войны в ОП уволили и назначили людей, занимающихся партийным развитием "Слуги народа". Поэтому, если у них есть какие-либо претензии к этому проекту, нужно увольнять как раз людей, которых назначил Офис", - сказал источник "Страны" в мэрии.
Кроме этого, по словам источника, Кабмин никак не помогает местной власти обустроить "пункты несокрушимости".
"Кабмин вообще ничего не предоставил, только брошюры-рекомендации, как должны выглядеть эти пункты. На этом все. Но ничего, никто не жалуется и публично не высказывает претензии Офису, потому что у нас в стране война", — сказал источник "Страны".
Примерно в таких же выражениях позже прокомментировал ситуацию и сам Кличко.
"Когда вчера я ездил проверял работу пунктов, встречал народных депутатов от партии власти. И они в приватном разговоре мне говорят, что все пункты, где они побывали, открыты и работают. А потом постятся какие-то непонятные фото. Это выглядит, мягко говоря, некрасиво. Как для украинцев, так и для наших зарубежных партнеров. Сегодня, когда все должны работать сообща, начинаются какие-то политические танцы", - недоумевает Кличко.
Кличко напомнил, что в Киеве обустроено уже более 430 пунктов обогрева и готовится на случай чрезвычайной ситуации еще более 100. Для этого город купил более 400 генераторов, еще около сотни раздобыли волонтеры.
Напомним, конфликт между Офисом президента и мэром Киева начал развиваться задолго до полномасштабной войны. Тогда на десятках коммунальных предприятий и у близких соратников Кличко проводили обыски, а правительство забрало у мэрии право назначать глав районных госадминистраций.
С момента вторжения РФ в феврале конфликт между Кличко и ОП поставили на паузу - по крайней мере, публичные нападки прекратились. Но, судя по последним заявлениям из ОП и "Слуги народа", противостояние может возобновиться.
Но при этом действительно поступило немало сигналов о том, что "пункты несокрушимости" по обнародованным адресам не обнаруживали. Впрочем, похожая ситуация была не только в Киеве.
Как пункты работают в столице
Претензии к работе пунктов "снизу" стали возникать практически сразу после их открытия.
Журналист "Страны" еще 26 ноября проехался по "Пунктам незламності" в столице. Выяснилось, что часть из них не работает или же лишены обещанных удобств.
Пункт по адресу Проспект победы 69/1, неподалёку от станции метро Нивки, не имеет интернета. Еще один пункт по улице Вильгельма Котарбинского, 20, в официальных источниках имеет неправильный адрес - Молдавская 3-А.
В этом пункте к тому же нет своего генератора, и когда отключают свет в здании детского сада, где он расположен, пропадает он и в "пункте несокрушимости". Генератор здесь обещают подключить через 1-2 дня.
Пункт по улице Зодчих, 22, вообще оказался закрытым. На двери повесили табличку, где указали, что пункт откроется, если электричества не будет более 24 часов. Такие объявления видели во многих пунктах по Киеву - особенно это касалось помещений школ и других охраняемых или режимных объектов.
О таких перманентно закрытых пунктах вчера высказался замглавы ОП Тимошенко. Он признал проблему и заявил, что "пункты несокрушимости" должны быть доступны постоянно.
Спустя пару дней "пункты несокрушимости" в Киеве исследовали и другие СМИ. Судя по их отзывам, ситуация изменилась, но не слишком.
1. Самая большая проблема – интернет. Им не обеспечен почти ни один из пунктов, куда пошли журналисты. Обещанных Starlink нет, а руководители учреждений не на камеру признаются: слабо верят, что они будут.
2. Чтобы была хоть какая-то связь, устанавливают проводные телефоны и ставят радио на батарейках.
3. Генераторы были везде – более или менее мощные, но были.
4. Есть проблемы с горючим. Его дали не всем, а если дали – то минимальное количество. Власти обещают больше топлива в ближайшее время, вместе с другими вещами, как вода, печенье, обогреватели и т.д.
5. Один из пунктов в Голосеевском районе Киева не работал вообще.
Киевляне в соцсетях также обсуждают работу "пунктов несокрушимости". Некоторые из них этому претенциозному названию, мягко говоря, не соответствуют. В ряде случаев это небольшие палатки с генератором, которые переполнены.
"Пункт несокрушимости на Позняках выглядит так, будто мы все давно сокрушились", - пишет киевлянка Софья Касьяненко и публикует видео из палатки, где места не хватает даже на относительно небольшое количество народу.
"При температуре 0-1 "пункт обогрева" представлял собой палатку с чаем и переносками и не представлял собой пункт обогрева с обогревателями. Также он физически не был рассчитан на всех жителей района, что влекло за собой социальную напряженность и словесные баталии", - пишет Касьяненко.
Еще одна киевлянка, Надежда Гусар, пишет о своих впечатлениях по поводу "пунктов". Судя из ее слов, на некоторых пунктах вместо генераторов используются печи-буржуйки.
"Света в большинстве нет, но говорят, что должны быть генераторы – у некоторых они действительно есть, но нет топлива к ним, нет инструкций, что и как с ним делать.
Ну, или дрова, которые нужно рубить (для буржуек - Ред.) – сырые и мерзлые.
Отопления в помещениях этих пунктов сейчас тоже нет, температура в некоторых +9, так себе место для согрева. Вода только техническая. Интернет отсутствует.
И еще, работники социальной сферы этих пунктов после основной работы должны оставаться на дежурство (в "пунктах несокрушимости" - Ред.), и днем и ночью - не хочешь, увольняйся, такая перспектива", - пишет Гусар.
Что происходит за пределами столицы
Несмотря на концентрацию критики Банковой на Киеве, за его пределами ситуация не лучше.
Под Борисполем, к примеру, свет в отдельных "пунктах несокрушимости" отключают вместе со всеми остальными домами.
"Пункт несокрушимости в Великоалександровской школе действительно есть (только нужно разобраться зачем).
Сегодня, около 14.00, диалог:
- Пункт есть, работает?
- Да.
- Так можно подзарядить телефон?
- Нет, потому что нет света", - пишет местная жительница Наталья Майкова.
При этом в городах покрупнее "пункты незламности", судя по всему, оборудованы получше. Так, одна из палаток на Северной Салтовке в Харькове имеет и генератор, и буржуйку, и даже "Старлинк".
Впрочем, со "Старлинком" это, похоже, исключение - почти нигде этой системы массово в "Пунктах" не найти.
В целом, судя по публикациям из разных городов, большинство "пунктов несокрушимости" - это палатки того или иного размера, которые различаются между собой только возможностями организаторов на местах.
В каких-то пунктах все крайне бедно, в других - относительно "продвинуто", но в целом пока что большинство из них работают главным образом в качестве пункта обогрева. Тепло - самая распространенная опция, а вот с интернетом и подзарядкой гаджетов уже дело обстоит сложнее.
Также многое зависит от фантазии организаторов. Где-то принесли игрушки и организовали детский уголок. Пусть даже и достаточно скромный, как в Нововолынске.
Все ли было сделано?
Отдельный вопрос - в том, достаточные ли меры были приняты для подготовки к развертыванию пунктов обогрева.
Россия начала массированные удары по украинской энергетике 10 октября - после взрыва на Крымском мосту, в чем Кремль обвинил украинские спецслужбы (Киев же своего участия в акции не подтверждал).
Но предупреждения о том, что к зиме Москва может начать "гасить свет" в Украине, поступали и гораздо раньше - в том числе и от украинских представителей, а также от Запада.
При этом мы видим, что развертывать и тестировать систему "пунктов незламности" начали только в конце ноября - а именно, за сутки до последней массированной ракетной атаки, которая на несколько дней "положила" энергосистему страны.
И лишь 8 ноября - то есть через месяц после первой российской атаки и через неделю после второй - Кабмин отменил налоги на ввоз генераторов и обогревателей. Хотя очевидно, что если бы это сделали раньше, то успели бы завести в страну куда больше этих устройств - и это только по коммерческой линии (не говоря уже о госзакупках).
В итоге теперь "пункты несокрушимости" разворачиваются "с колес", когда урон энергосистеме стал критическим, хотя наносить удары Россия начала полтора месяца назад.
С чем, видимо, и связано плачевное состояние многих пунктов не только в глубинке, но и в больших городах - в том числе и в столице.
Также в целом очевидно, что данные пункты, даже если они будут работать в полную силу, не могут помочь миллионам украинцев пережить зиму, если электричество, вода, тепло и связь будут и дальше пропадать на долгие сутки (а это, как считают эксперты, вполне вероятно, если ракетные удары по украинской энергосистеме продолжатся). Также далеко не все смогут воспользоваться советом мэров ряда городов переезжать в село или в дома с автономным отопление и генераторами. Вероятно, нужны комплексные политические решения властей. В том числе, возможно, необходимы переговоры с европейскими странами по поводу принятие на зиму (с обеспечением бесплатного проживания) украинских беженцев.