Анализируем итоги 757-го дня войны в Украине.
Ситуация на фронте
Минобороны РФ заявило сегодня о захвате населенного пункта Тоненькое на Авдеевском направлении.
Генштаб с утра сообщал, что атаки в Тоненьком были отбиты. На карте украинского военного ресурса Deep State показано, что Тоненькое захвачено наполовину и перерезана основная трасса снабжения.
Институт изучения войны (США) со ссылкой на геолоцированные кадры пишет о продвижении РФ к Тернам к западу от Кременной и в районе Золотаровки южнее Кременной.
Также российские войска продвинулись к северу от плотины в Георгиевке и к северу от Новомихайловки.
На фронте могут произойти изменения в одном из главных компонентов российского наступления - авиабомбах.
В РФ заявляют, что начали массовое производство трехтонных авиабомб ФАБ-3000. Об этом министру обороны Шойгу доложили во время инспекции министра по предприятиям ВПК Нижегородской области.
Новые, трехтонные авиабомбы РФ, показанные Шойгу
Российские военные паблики, комментируя эту новость, пишут о том, что ФАБ-3000 также будут корректируемыми (КАБы). То есть их можно будет сбрасывать на удалении от фронта, не попадая в зону действия украинских систем ПВО.
Напомним, недавно появилась информация про запуск массового производства полуторатонных корректируемых авиабомб в РФ. СМИ писали, что они уже "изменили баланс сил на фронте".
До этого 500-килограммовые КАБы стали одной из причин отступления ВСУ на Авдеевском направлении.
Но вопрос, с каких самолетов будут эти трехтонные бомбы сбрасываться. Российские военные паблики пишут, что под столь тяжелые снаряды предназначен только дальний бомбардировщик Ту-22М3, но неизвестно, сможет ли он метать управляемые авиабомбы.
Предполагается, что под эти цели Ту может быть переоборудован - либо же будет модифицирован фронтовой бомбардировщик Су-34.
Трехтонные бомбы РФ планирует использовать, как и другие подобные боеприпасы, для взлома украинских укреплений.
С которыми, если верить Петру Порошенко, в Украине проблемы.
По его словам, Украина построила менее 10% от необходимых укреплений на линии фронта.
"Фортификации – это 2000 километров (общей границы с Россией - Ред.)... Спросите у правительства, сколько было введено в эксплуатацию процентов, и это будет меньше 10%", - сказал нардеп с трибуны Рады.
Минобороны Украины при этом регулярно публикует видео с построенными укреплениями. Порошенко по этому поводу сказал: "фортификация - это вам не видосики поснимать на образцовом ВОПе".
Он также заявил, что почти все фракции поддержали идею создать парламентскую комиссию по контролю за строительством фортификационных сооружений, но ее блокируют "Слуги народа".
Удар по Киеву
Сегодня впервые за 44 дня Россия провела массированную ракетную атаку на Киев.
Власти показали разрушения в Шевченковском и Святошинском районах столицы - горящие дома, уничтоженные автомобили, выбитые стекла, порванные линии электропередач.
Также сильно пострадал склад "Розетки".
Всего ранены пять человек в Киеве и четыре в области. Погибших нет.
ВСУ заявили, что сбили все летевшие ракеты - в количестве 31 штуки, из которых две баллистических (одна, вероятно, "Кинжал"), остальные крылатые. Украинские СМИ сообщили, что удар наносился по объектам ГУР в Киеве.
В минобороны РФ утверждают, что били "по центрам принятия решений" ВСУ. Заявлено, что объекты поражены.
В Николаеве был прилет "Искандера" (официально заявлялось, что по промышленному предприятию), погиб человек, еще четыре пострадали. Также ночью мощно обстреляли Горняк в Донецкой области. Ранены два человека, повреждены восемь многоэтажек, пять частных домов и два админздания.
С утра снова под обстрелом был Белгород.
Чем определяется логика Украины на поле боя
Во вчерашнем репортаже "Нью-Йорк Таймс" из Работино обращает на себя внимание комментарий экс-советника министра обороны Сака, который объяснил, почему украинские войска не оставляют даже невыгодных позиций, а продолжают упорно за них воевать, несмотря на критику этой тактики со стороны Запада.
Сак отметил, что это "важно для морального духа, поддержки населения, внутренней веры в наш потенциал победы. В какой-то момент символическое становится стратегическим".
На самом деле об этом говорилось и ранее. Но, пожалуй, впервые концепция о том, что символически-политические факторы для украинских властей и командования имеют не меньшее (а может, и большее) значение, чем военно-стратегические резоны, было артикулировано столь четко.
И логика в этом есть. В войне с Россией – с намного более крупным и сильным противником, обладающим огромным ядерным арсеналом, одна из главных задач украинского военно-политического руководство была убедить общество и армию в том, что РФ отнюдь не столь сильна, как все это думали, а Украину поддерживают сильнейшие страны мира. А потому победа неизбежна. И такая "двойная формула" ("против нас слабая, почти уничтоженная санкциями Россия с чмобиками, ворующими унитазы, а за нас вся мощь Запада") оказалась эффективной с первых дней войны для поддержания воли к сопротивлению, не допустила деморализации армии, общества и элит и распространения в них пораженческих настроений о "бессмысленности борьбы".
Вера в победу максимально укрепилась после побед украинской армии осенью 2022 года.
Но с осени 2023 года формула стала давать сбои. Контрнаступление ВСУ не принесло ожидаемых результатов. Россия сама начала наступать. Возникли проблемы с западной помощью. А западные СМИ запестрели статьями о том, что "Украина стоит на грани поражения". И хоть основной смысл этих статей, как правило, был в призыве к Западу резко нарастить помощь, а к Конгрессу США - перестать ее блокировать, на многих украинцев это оказывало гнетущее впечатление. Социологи отмечали, что опросы показали возросшее число тех, кто считает, что Запад устал от Украины и это прямо влияет на настроение людей и их веру в победу в виде выхода на границы 1991 года.
После падения Авдеевки и последующего отступления еще из ряда населенных пунктов возникла угроза, что вера в победу еще больше будет подорвана, поэтому вопрос удержания позиций любой ценой с политической точки зрения стал крайне важным. Задача – показать и обществу, и западным партнерам, что обвала фронта не произошло.
Именно это соображение во-многом (наряду с необходимостью подготовить линии обороны в тылу) и определяет нынешнюю тактику ВСУ, когда бросаются резервы на удержание позиций даже крайне трудных для обороны и стратегически не очень важных. При этом постоянно идут контратаки, фактически по всему фронту идут встречные бои. За это военно-политическое руководство Украины часто критикуется западными СМИ, а также рядом украинских экспертов, которые считают, что это лишь увеличивает жертвы украинской армии и истощает резервы. Но, повторимся, логика в таких действия есть, потому что распространение пораженческих настроений и неверия в победу из-за потери одного населенного пункта за другим (особенно если их названия на слуху у всей страны) может нанести очень сильный удар по морально-боевому духу и способности Украины к сопротивлению.
В такой тактике может быть и чисто военная логика – измотать противника в боях, обескровить его, подготовить резервы и потом бросить их в прорыв.
Но эта логика работает только в том случае, если у ВСУ больше резервов, чем у российской армии, либо если потери у армии РФ настолько выше, чем у ВСУ, что соотношение сил на поле боя постепенно изменится в пользу Украины.
Однако пока информация, поступающая с фронта показывает нарастающий дефицит личного состава скорее у ВСУ, что усугубляется большими проблемами с мобилизацией. И это признается фактически официально. И, в таком случае, "стратегия изматывания и обескровливания" может сработать не в пользу Украины.
Также, понимая логику действий ВСУ (в любой ситуации держаться до последнего даже в невыгодной позиции), в своих интересах ее учится использовать и противник, постепенно охватывая тот или иной населенный пункт с флангов, нанося удары по логистике, нарушая снабжение. Классическим примером этого стала Авдеевка, приказ на выход из которой дали, лишь когда нависла угроза полного окружения. И в итоге пришлось уходить с большими потерями на плохо подготовленные позиции.
Но, повторимся, ключевой вопрос, это соотношения резервов, потерь и темпов пополнения армии новобранцами.
Военные перспективы
Усиление мобилизации стало в последнее время одной из главных рекомендаций Запада к Украине.
На днях приехавший в Киев американский сенатор США Линдси Грэм призвал Украину отправить молодежь младше 25 на фронт и побыстрее принять закон о мобилизации.
Сегодня практически о том же заявили в НАТО.
"Вам нужны не только гранаты, вам нужны люди, чтобы заменить погибших и раненых. А это означает мобилизацию. Я понимаю, как непросто убедить людей в либеральной демократии. Но я вижу, что это меняется", – сказал глава Военного комитета НАТО Роб Бауэр, который впервые с момента начала войны приехал в Киев.
Судя по тому, насколько часто эту тему поднимают партнеры Украины, эта проблема, видимо, является ключевой - в том числе для продолжения западной помощи. Ведь если население будет уклоняться от несения военной службы и приток пополнения в армию упадет в количестве и качестве, то основная формула этой войны "украинцы воюют, а мы подносим снаряды" окажется для Запада нерабочей.
Примечательно, что именно в момент возрастания трудностей с мобилизацией Макрон заговорил о вероятном вводе войск НАТО в Украину.
К слову, вчера на закрытом ужине президент Франции заявил, что "Украина может пасть очень быстро", сообщает Politico со ссылкой на участника ужина.
"Это скорее время для комментариев, чем для мобилизации, и мне бы очень хотелось, чтобы ситуация изменилась. Нам нужно действительно вернуть войска в нужное русло и мобилизовать их гораздо больше", - заявил президент Франции "за блюдом из морепродуктов".
Сегодня главком Сырский поговорил по телефону с начальником генштаба Франции Тьери Бюркаром. После разговора французский военачальник заговорил об отправке войск в Украину.
По его словам, помощь Запада Украине "может пойти дальше поставок оружия". И, хотя Киев не просил об отправке западных военных, НАТО "должно готовиться к любому развитию событий".
В России же продолжают заявлять, что открытый ввод иностранных войск в Украину может привести к очень серьезной эскалации. Также продолжают заявлять, что французские военные, если войдут в Украину, станут целью для российских ударов.
На вопрос французского журналиста "плевать ли ему на то, что Макрон говорит, что готов не устанавливать для себя ограничения", депутат Госдумы Пётр Толстой ответил так:
"Нам плевать на его ограничения. Нам плевать на Макрона, нам плевать на то, что говорит Макрон, нам плевать на ограничения Макрона, и мы убьем всех французских солдат, которые прибудут на украинскую землю".
Он заявил, что на стороне ВСУ уже погибли 147 французских граждан. "И мы убьем всех, не переживайте", - сказал депутат.
Журналист ему напомнил, что Франция является ядерной державой. "Да, верно, с 200 ракетами", - ответил Толстой, имея вероятно в виду, что ядерный арсенал России многократно больше.
Впрочем, формально в Европе большинство стран, да и сам ЕС против отправки войск. Как заявил сегодня верховный представитель блока Жозепп Боррель, европейцы не будут "умирать за Донбасс" и призвал перестать пугать европейцев неизбежностью войны.
"Речь не идет о том, чтобы умирать за Донбасс, речь о том, чтобы помочь украинцам", - заявил глава евродипломатии, комментируя слова Макрона об отправке войск. Вместо заявлений об отправке войск Боррель предлагает сосредоточиться на усилении поддержки Украины.
Тем временем вчера в Украину прибыл один из ключевых людей команды Байдена, советник президента по национальной безопасности Джейк Салливан. Он встретился с главой Офиса президента Андреем Ермаком и пообщался с журналистами.
Сигналы от него шли довольно неоднозначные.
С одной стороны, он сказал, что США все ж таки выделят зависшую в Конгрессе помощь Украине. Но с другой - не смог конкретно сказать, когда это случится.
"Я не буду делать прогнозы о том, когда именно это будет сделано, но мы работаем над тем, чтобы сделать это как можно быстрее, и президент Байден работает над этим каждый день. Но я не могу сделать конкретный прогноз сегодня", - заявил Салливан.
Также он сказал, что Вашингтон пока не готов объявить о поставках ракет ATACMS.
Наконец, он сказал, что победой Украины он будет считать выход из войны суверенной, демократической и свободной страной, не упомянув при этом восстановление границ 1991 года.
То есть в целом его заявления несколько контрастировали с воинственным настроем Макрона и ряда других европейских политиков. При этом очевидно, что именно США играют главную роль в НАТО, определяя политику Альянса по ключевым вопросам. В том числе и по Украине.