Президент Сербии Александр Вучич заявил о "непростых новостях", которые получил Белград, и предупредил об угрозе "национальным интересам". Он также считает, что "будет тяжело, как никогда".
Об этом он сообщил в своих соцсетях.
"Сербии предстоят нелегкие дни. Сейчас мне непросто сказать, какие новости мы получили в последние 48 часов. Жизненные национальные интересы Республики Сербской находятся под непосредственной угрозой. В ближайшие дни я ознакомлю народ Сербии со всеми вызовами, которые нам предстоят. Будет тяжело, как никогда тяжело. Мы будем бороться. Сербия победит", - написал президент страны в Instagram.
О каких угрозах идет речь - он не уточнил. Местные журналисты предполагают, что это может быть связано с возможным вступлением Косово в Совет Европы либо с переходом этой территории на евро, что может ударить по проживающим там сербам.
Что имел в виду Вучич, заявляя о плохих новостях для Сербии?
Многие восприняли его заявления в контексте недавней статьи в The Wall Street Journal, где проводилась линия, что президент Сербии с Путиным планируют некую дестабилизацию на Балканах. Однако источники «Страны» в политических кругах Сербии называют это чепухой. По их словам, Сербия и Вучич в нынешней ситуации в силу отсутствия соответствующих ресурсов и возможностей не являются атакующей стороной. Наоборот – на Белград оказывается сильное давление Запада сразу по трем направлениям.
Первое – требование признать в том или ином виде независимость Косово. Особо и не скрывается, что это является главным требованием к Сербии для ее вступления в ЕС. Вучич на это идти не хочет и большинство сербов также против. Но давление не ослабевает. В том числе и через власти Косово, которые постепенно сужают права сербской общины. Не исключено, что именно с этой темой и связаны анонсированные Вучичем «плохие новости». В частности, в последние дни было много заявлений о возможном вступление Косово в Совет Европы. Вучич уже пригрозил, что в таком случае Сербия может выйти из Совета.
Второе – требование присоединиться к санкциям против России. Чего Вучич также делать не хочет. Как в силу политических причин (многие сербы, в том числе и его избиратели, поддерживают Россию), так и экономических (поставки энергоносителей и прочие связи). Также Вучич продолжает развивать связи и с Китаем.
Третье – в силу описанного выше, Запад хочет убрать Вучича от власти. Или сильно ее ограничить, введя в правительство нужных США и ЕС людей. Недавно после выборов прошли поддержанные западными структурами акции протеста в Белграде, но в новый «Майдан» они не вылились. Вучич достаточно легко купировал протестную активность и свою власть только укрепил. Но давление продолжается.
В таких сложных условиях Вучич вынужден постоянно маневрировать. С одной стороны, он не выполняет ключевые требования ЕС, с другой стороны, не прибегает к радикальным шагам вроде ввода сербских войск в Косово и не отказывается от курса в Евросоюз как стратегической цели Сербии. Грубо говоря, пытается проскочить «между крапельками». Еще одним направлением его активности является расширение сербского влияния в Черногории и Республики Сербской, входящей в Боснию и Герцеговину. Этим он преследует в большей степени не политические, а экономические цели – завести на эти рынки сербский бизнес. Но Запад к этому также относится негативно. Особенно с учетом недавнего решения начать переговоры о вступлении в ЕС с Боснией и Герцеговиной. К слову, недавно в Боснии возник конфликт между властями страны и Республики Сербской из-за изменения избирательного законодательства. Ряд сербских СМИ предполагает, что как раз с этим и связано заявление Вучича, хотя точно это не подтверждено.
Могут ли все описанные выше противоречия между Западом и Вучичем привести к тому, что тот решит пойти ва-банк и предпримет какие-то жесткие действия в виде, например, ввода войск в сербские анклавы Косово либо сделает попытку присоединить Республику Сербскую? На данный момент, в принципе, трудно представить ситуацию, при которой бы это произошло. В первую очередь по причине того, что у Сербии в таком случае не окажется под боком ни одного союзника, который бы ей помог. Россия не поможет, так как не имеет общей границы с Сербией, да и занята сейчас войной в Украине. Китай также вряд ли будет ставить под угрозу свои торгово-экономические отношения с ЕС, помогая Белграду в случае гипотетического военного конфликта. Воевать Вучич будет разве что только в случае, если страны Запада сами решат атаковать Сербию под тем или иным предлогом. Но в условиях продолжающейся войны в Украине ЕС и НАТО вряд ли выгодно втягиваться в еще один конфликт на своих границах. Тем более что Вучич, как писалось выше, ведет себя крайне осторожно, постоянно маневрирует и на рожон не лезет. Другое дело, что, на определенном витке этих маневров и давления Запада, ситуация в любой момент может сорваться в конфликт в силу какой-либо крупной провокации. Такой риск исключать нельзя.
Напомним, что по данным WSJ, Путин и Вучич хотят разжечь новую войну на Балканах.