Удар в тыл. Какие последствия прорыва РФ под Очеретино
Уже больше недели продолжается кризис украинской обороны под Очеретино. Этот находящийся на господствующей высоте населенный пункт к северу от Авдеевки фактически полностью захвачен российской армией (по неподтвержденным данным одна из бригад покинула позиции без приказа, что и привело к обрушению фронта). Прорыв был столь быстрым и глубоким, что ВСУ до сих пор не могут стабилизировать ситуацию и россияне продолжают продвигаться вперед. Сейчас их основной удар приходится на северо-запад - в сторону Покровска, крупнейшего города на западе Донецкой области.
Главная проблема для ВСУ с этим прорывом заключается в том, что он заводит российские войска в тыл за линии укреплений, которые начали выстраивать украинские войска после потери Авдеевки. В тыл, где нет ни сплошных линий окопов, ни минных полей. И следовательно, там россияне, при наличии достаточных резервов и огневой поддержки, могут продвигаться достаточно быстро (по меркам нынешней позиционной войны), разрушая логистику ВСУ и создавая угрозу окружения украинским подразделениям на огромном участке фронта в Донецкой области.
Естественно, движение это в любом случае не будет моментальным марш-броском наподобие захвата Бердянска, Мелитополя и Херсона в начале вторжения. Российским войскам нужно будет тратить время на расширение и укрепление своих флангов, чтобы избежать угрозы окружения подразделений, оторвавшихся далеко вперед от своих тылов.
Но возможные направления дальнейшего продвижения армии РФ (если его не остановят в ближайшее время ВСУ) очевидны уже сейчас.
У россиян есть несколько вариантов развития наступления.
Первый - продолжать движение на Покровск с целью выйти на границы Донецкой и Днепропетровской областей, а затем развернуть наступление на Павлоград, Синельниково и Днепр, заодно создавая угрозу флангам Южного фронта ВСУ.
Второй - развернуться на юг, обходя с тыла линии обороны украинской армии вдоль водохранилищ к юго-западу от Авдеевки с целью выйти на Украинск, Горняк и Курахово, создавая угрозу окружения украинским войскам, которые стоят под Донецком, вынуждая их к отступлению.
Третий - сделать основным направлением движение на север - в сторону Константиновки с целью создания угрозы окружения украинским войскам в районе Торецка и Нью-Йорка под Горловкой (ряд украинских экспертов полагают, что россияне именно в этом направлении и пойдут).
Четвертый вариант - двигаться по всем трем направлениям одновременно, нащупывая слабые места в обороне.
Но все упирается в вопрос наличия у РФ необходимых для столь масштабных наступательных планов резервов.
А также в наличие резервов у ВСУ, чтобы остановить прорыв.
Оба фактора являются пока неизвестной переменной.
И от них в общем-то и будет зависеть дальнейший ход событий.
Если у ВСУ есть достаточно резервов, то наверняка командование предпримет все усилия, чтобы в самое ближайшее время купировать прорыв, стабилизировать оборону и не допустить дальнейшего продвижения российских сил в тыл ВСУ, создав новую устойчивую линию фронта.
Если же с резервами у ВСУ есть проблема, то встанет вопрос о необходимости повторения того же маневра, на который были вынуждены пойти по той же причине отсутствия резервов российские войска после прорыва ВСУ в Харьковской области в сентябре 2022 года - организовать масштабное отступление на новые линии обороны, чтобы избежать окружения. А также выиграть время для активизации мобилизации внутри страны и получения оружия от партнеров.
Вопрос в том, где эта новая линия обороны пройдёт. И сколько времени понадобится для ее превращения в сплошную линию "укрепов", защищенную минными полями.