В воскресенье 24 сентября в Германии пройдут выборы в парламент. На них будут избраны 630 членов 19-го Бундестага, федерального парламента Германии.
Это важнейшее событие в политической жизни страны: Германия - парламентская федерация, и выборы в Бундастаг являются кульминацией политической борьбы в стране.
Основное противостояние будет идти между двумя крупнейшими и старейшими партиями страны – это блок "Христианско-демократический союз/Христианско-социальный союз" (ХДС/ХСС) и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). Согласно опросам, победа останется за блоком ХДС/ХСС, возглавляемым Ангелой Меркель.
Проходные партии
На выборах в бундестаг-2017 за места в немецком парламенте борются 42 партии, но реальные шансы преодолеть 5-процентный барьер есть только у шести. Это:
- Христианско-демократический союз/Христианско-социальный союз (ХДС/ХСС)
По данным опросов, имеет от 36% до 37% поддержки. Кандидат на пост канцлера - Ангела Меркель.
Скорее всего, как глава победившей партии (если не случится каких-то неожиданностей), она и возглавит в очередной раз Германию.
- Социал-демократическая партия Германии (СДПГ)
За них готовы отдать голоса от 23% до 24% опрошенных. Глава и кандидат на пост канцлера - Мартин Шульц.
СДПГ с 2013 года (после прошлых выборов в Бундестаг) состояла в коалиции с ХДС/ХСС. Вполне может быть, что такая коалиция сложится и после этих выборов.
- Левая партия
За них, по разным опросам, хотят голосовать 9-10%.
Лидеры - Катя Киппинг и Бернд Риксингер. Первые в предвыборном списке - Сара Вагенкнехт и Дитмар Барч.
"Левые" (партия ведет свою историю от СЕПГ - коммунистов Восточной Германии) опираются в основном на электорат из уроженцев бывшей ГДР. Электорат Левой партии – это в основном убежденные сторонники из восточногерманских земель, выходцы из рабочей среды, чаще всего с небольшим доходом и невысоким уровнем образования. В Западной Германии левых в основном поддерживает протестный электорат, разочаровавшийся в традиционных партиях. Партия ни разу не входила в правящую коалицию в бундестаге, хотя и стабильно имеет в нем свое представительство.
- Союз-90/"зеленые"
По опросам, набирают от 6,5% до 8% сторонников.
Лидеры - Симоне Петер и Джем Оздемир. Первые в предвыборном списке - Джем Оздемир и Катрин Геринг-Эккард. Основной электорат - жители крупных городов на западе Германии, особенно университетских городов.
- Свободная демократическая партия (СвДП).
Опросы говорят о поддержке от 8% до 9,5%.
Лидер и первый в предвыборном списке - Кристиан Линднер.
За СвДП в основном голосуют представители свободных специальностей - к ним в Германии относятся бизнесмены, врачи, фармакологи и юристы. Члены СвДП добиваются ослабления роли государства в целом, выступая при этом за большую интеграцию со странами ЕС.
- "Альтернатива для Германии" (АдГ).
Крайне правая партия, которая впервые может попасть в парламент. Ее готовы поддержать от 9% до 12% опрошенных.
Она выступает с антиисламскими и антииммигрантскими лозунгами. Замглавы партии и кандидат в канцлеры ФРГ Александер Гауланд до 2013 года был членом Христианско-демократического союза Ангелы Меркель, сегодня он принадлежит к национал-консервативному крылу АдГ и выступает за сближение с Россией.
На фоне кризиса с мигрантами ряд опросов и политические аналитики показывают, что "Альтернатива" может получить даже третье место на выборах и станет влиятельной оппозиционной силой.
Отношение к Украине и России
В совместной предвыборной программе ХДС/ХСС говорится, что ситуация в мире грозит выйти из-под контроля.
"Даже непосредственно по соседству с нами, - говорится в главе, посвященной ситуации в Европе, - вследствие российской агрессии поставлена под вопрос территориальная целостность Украины". Партия Меркель призывает Россию "строго соблюдать минские договоренности и воплощать их в жизнь".
Социал-демократы считают, что отношения Германии с Россией "омрачены действиями российского правительства на востоке Украины и нарушением международного права, которым была аннексия Крыма".
При этом партия Мартина Шульца уверена, что "мир и безопасность в Европе возможно обеспечить только вместе, а не без и уж, тем более, не против России". А для этого нужна разрядка напряженности, возвращение к политическому диалогу и, как сказано, "дифференцированное применение механизма санкций".
СДПГ объявила в своей программе, что планирует добиваться поэтапного снятия санкций с РФ по мере выполнения минских договоренностей. "Серьезный прогресс в исполнении минских соглашений должен вести за собой пошаговое снятие санкций с России", - говорилось в подготовленном к голосованию проекте документа.
Левая партия в украинском конфликте однозначно выступает на стороне России. Сара Вагенкнехт - один из ее лидеров, резко критиковала немецкое правительство Ангелы Меркель за антироссийские санкции.
СвДП требует от правительства РФ "незамедлительно прекратить противоречащую международному праву оккупацию Крыма и войну на востоке Украины".
Что касается санкций, то СвДП пишет в своей программе: "Пока президент Путин будет продолжать свою интервенционистскую политику, санкции против России должны оставаться в силе, а возвращение России в G8 исключено".
В случае дальнейшей военной эскалации либералы настаивают на введении дополнительных санкций, а если правительство РФ будет идти на уступки, предлагают смягчать ограничительные меры.
"Союз-90/зеленые" считают, что на России лежит значительная доля ответственности за возникновение очагов конфликтов в мире. Внешнюю политику Кремля они называют "агрессивной" и "великодержавной". Санкции против России "зеленые" считают действенными и выступают за их усиление.
"Альтернатива для Германии" выступает за отмену санкций без каких-либо предварительных условий и одновременно за расширение экономического сотрудничества с Россией. Наряду с левыми - это наиболее пророссийская политическая сила страны.
Лидер партии Александр Гауланд призывал признать украинский Крым частью России. "Россия уже никогда не вернет Крым. Я не думаю, что санкции могут на что-либо повлиять", — заявил политик.
СМИ в поисках "руки Москвы"
По аналогии с выборами в США, СМИ начали искать "руку Москвы" и в немецкой избирательной кампании. В прессе заговорили о возможных вмешательствах хакеров, в частности, российских, в предстоящие выборы. Впрочем, ни доказательств, ни даже версий выдвинуто не было.
Издание The New York Times напомнило о том, как Ангела Меркель собирала весной на совещание главных немецких министров и высокопоставленных военных.
По мнению издания, поводом для такой встречи могла быть защита выборов от кибератак.
В Германии якобы боялись повторить участь США и Франции, где, по словам чиновников, Кремль попытался изменить результаты президентских выборов.
Однако перед выборами россияне практически исчезли с медийной повестки дня. Не было замечено ни активности троллей, ни хакеров. Веб-сайты кампаний и основных средств массовой информации работают, как обычно.
Немцы, по словам Сандро Гайкена, директора Института цифрового общества в Берлине, который следит за вмешательством России, "почти разочарованы тем, что ничего не происходит".
При этом должностные лица предупреждают, что еще есть вероятность "всплытия" около 16 гигабайт секретной информации, похищенной два года назад хакерами из парламента Германии.
Ранее "Страна" писала, что согласно опросам, альянс Меркель одержит уверенную победу на выборах в воскресенье.
Также мы сообщали о том, что Меркель сравнила аннексию Крыма с разделением Германии на ФРГ и ГДР.