Мировые СМИ много и подробно пишут о референдуме в испанской Каталонии. Голосование, которое сопровождалось волной насилия, приковало к себе внимание всей Европы с Америкой впридачу.
"Российский след"
Но, конечно, первые тут - собственно испанские СМИ. Здесь уже нашли "российский след".
Испанская газета El Pais пишет, что обострению ситуации в Каталонии поспособствовали "российские профайлы в соцсетях, которые помогли протолкнуть Дональда Трампа в США, "Брекзит" - в Великобритании и экстремистские партии - во Франции и Германии".
С использованием реальных и фальсифицированных изображений, а также интерпретации событий в духе, который близок к преобладающему российскому взгляду на международные отношения, каталонский кризис сделался в кругах ультранационалистов и антиглобалистов в интернете "кризисом европейской демократии".
По данным The Alliance for Securing Democracy, референдум в Каталонии занял первое место среди событий, которые наиболее активно комментируют эти аккаунты, говорится в статье El Pais.
После целого месяца бурной деятельности, которая происходила в основном в Twitter, эти "пророссийские профайлы" сумели вывести тему борьбы за независимость Каталонии в круг важнейших вопросов международной политики, обсуждаемых на интернет-форумах. В официальных заявлениях Кремль неоднократно называл референдум внутренним делом Испании. Параллельно аккаунты, которые в не столь дипломатичной форме продвигают интересы российского правительства в соцсетях, в субботу говорили о неминуемом распаде ЕС, отмечает издание.
"В субботу на пророссийских ресурсах среди главных тем в записях в Twitter, которые оставляли англоязычные пророссийские сети, встречались не только такие слова, как "Каталония" и "референдум", но также "Франко" и "франкизм". В этих сферах "каталонский референдум" был доминирующей тенденцией весь день, прирост за день составил 7500%", - пишет автор статьи.
Похожей версии придерживается и британская The Times.
"Вся Европа - латентная Каталония"
Итальянская La Repubblica пишет, что Испания и Каталония находятся ровно там, где бы они были без насилия во время референдума. Рахой (премьер Испании) не проявил гибкости и получил ТВ-картинку, которой добивалась Барселона, подчеркивается в статье.
Издание задается вопросом, как отреагируют сепаратисты в Стране Басков, Баварии и Шотландии. Газета тоже акцентирует внимание на том, что в интернете "российские агенты, по-видимому, лоббировали в пользу сепаратистов Каталонии", продвигая идею о "неминуемом распаде ЕС".
Теперь каталонские сторонники независимости будут праздновать победу и дадут старт процессу отделения, Мадрид провозгласит референдум недействительным и несостоявшимся, и неизбежно должен будет начаться политический диалог - то, что обе стороны до сих пор отвергали.
"Европа молча наблюдала - бессильная и, возможно, в кои-то веки довольная свои бессилием", - говорится в статье.
Европа не может не знать, что, согласно демократической испанской конституции и правовым нормам ЕС, каталонское голосование незаконно. Но Европа не сможет долго отворачиваться от происходящего, так как существует слишком много Каталоний, латентных или потенциальных, во многих уголках континента. Авторы статьи призывают европейские власти сформулировать единый кодекс, чтобы направлять эти процессы к устраивающему всех решению.
"Жестокость узаконила требования каталонцев"
Французская газета Le Monde пишет, что многие руководители призывают к политическому диалогу между Барселоной и Мадридом. Сценарий полицейской жестокости в глазах многих узаконивает требования сторонников независимости и ослабляет позицию правительства Мариана Рахоя, поддержанную в течение нескольких недель руководителями Евросоюза, говорится в статье.
Брюссель, всячески пытаясь убедить в том, что превалировать над всем должна защита правопорядка и конституционного строя в Испании, старался избежать любой возможности заражения регионализмом, опасного для единства европейского блока.
Глава бельгийского правительства Шарль Мишель в воскресенье стал первым руководителем государства, выступившим за политический диалог и признавшим в Twitter, что "жестокость никогда не может служить ответом". Многие европейские лидеры уже выступили с осуждением проявленной к каталонцам жестокости, пишет Le Monde.
"Поведение Испании вызвало вопросы у ЕС"
О том, как референдум в Каталонии отразится на остальной Европе, размышляют авторы статьи в британской газете The Guardian. Попытки испанского правительства грубой силой не допустить проведения референдума о независимости Каталонии немедленно вызвали вопросы у других членов ЕС по поводу приверженности Испании демократическим нормам через 42 года после смерти фашистского диктатора Франциско Франко, говорится в статье.
Действия премьер-министра Испании Мариано Рахоя, возможно, гарантировали вступление кампании в новую, более радикальную фазу, что может привести к продолжению и нарастанию стычек, взаимному насилию и аналогичным протестам в других регионах, например Галисии.
В испанской Стране Басков, где сепаратисты ЭТА десятилетиями вели кампанию террора, в результате которой погибли более 800 человек и пострадали тысячи, мечта о независимости пока дремлет - но она не забыта, говорится в статье.
Эффект домино от каталонских репрессий может теоретически выйти за пределы Испании, предупреждает издание. Ранее существовали связи между ЭТА и ИРА, новое ответвление которой продолжает существовать в Северной Ирландии.
Не стоит забывать также о существовании таких сепаратистских сил в Европе, как итальянская "Лига Севера", баварские националисты в Южной Германии и Тироле и Шотландская национальная партия. Если лидеры и правительства, подобно Рахою, будут упорно отказываться проявлять гибкость, они рискуют быть сломанным, говорится в статье.
"Мадрид явил фатальную несостоятельность"
В конфликте вокруг независимости Каталонии неправы обе стороны. Однако правительство в Мадриде могло бы разрядить напряженность, пишет немецкое издание Sueddeutsche Zeitung.
Центральное правительство премьера-консерватора Мариано Рахоя ошибается, если полагает, что может положить конец демократическому движению масс путем введения денежных штрафов и применения резиновых пуль. Глава каталонского Женералитета Карлес Пучдемон, со своей стороны, не вправе добиваться отделения региона от королевства Испании, поскольку на последних региональных выборах в 2015 году за него, сторонника отделения Каталонии, проголосовали лишь 48% избирателей, говорится в статье.
При этом правительство в Мадриде сделало ставку на конфронтацию, а не на компромисс. Кадры 1 октября 2017 года стали той телевизионной картинкой, которой добивалась Барселона, а Мадрид продемонстрировал фатальную несостоятельность.
"Испания не досчитается инвесторов"
Авторитетный The Wall Street Journal считает события в Каталонии головной болью Испании, а не Евросоюза. "В Испании на 2017 год не ожидалось политических рисков для инвесторов", - пишет издание, отмечая, что после жестоких силовых акций в Каталонии эти риски неминуемо возникнут. А вот не начни правительство разгонять участки, ситуация могла быть иной.
Ранее "Страна" сообщала, что Мадрид отменит автономию Каталонии, если там заявят о независимости.
Также в Каталонии создадут комиссию по расследованию действий полиции Испании.