Изучил свежий доклад мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине. И картина, честно говоря, безрадостная.
Основным, конечно же, является тезис о необходимости отмены закона об амнистии участников майдана от 21-го февраля 2014-го. В докладе он как «закон о неприкосновенности» упоминается.
Считаю, что закон этот противоречит не только Конституции и законам Украины, а также Европейской конвенции по правам человека. Он, в первую очередь, противоречит общечеловеческим ценностям, нормам морали и понятию справедливости.
Документ, если кто не знает, состоит из десятка статей, дискриминирующих всякого, кто пострадал от рук активистов майдана. Последним же дарована абсолютная индульгенция. Им простили убийства и еще целый букет особо тяжких преступлений.
Посредством доклада Украине весьма недвусмысленно рекомендуют провести надлежащее расследование всех убийств, совершенных на майдане. Включая и убийства тринадцати правоохранителей, в уголовных производствах по которым сейчас нет ни единого подозреваемого.
А как такое могло получиться? Отлично помню, как печально известному Ивану Бубенчику подозрение в убийстве предъявляли. В докладе же ясно сказано, что подозреваемых нет. Выходит, что дело Бубенчика замяли окончательно. Ведь обвинительный акт по нему, если из процессуальных сроков исходить, давно уж в суде должен быть.
Осмелюсь напомнить, что за Бубенчика, признавшегося в убийстве двух милиционеров, тогда вписались бывший генпрокурор-самоучка Юрий Луценко и бывший же спикер ВРУ Андрей Парубий. Такой шум из-за попытки его ареста подняли. Требовали уголовного преследования «героя» не допускать.
Целая бригада народных депутатов тогда в Печерский суд Киева прискакала, чтоб на поруки Ивана взять. Разве ж мог судья Соколов отказать этим уважаемым людям? Тем более, что прокурор от обвинения в убийстве отказался. Только подозрение в незаконном хранении оружия за Бубенчиком осталось. С тех пор никто про «активиста» не слышал. Где же он теперь? Жив ли? Переживаю.
К сожалению, многолетняя практика показывает, что рекомендации мониторинговой миссии ООН в области прав человека в Украине мало кому интересны. Неоднократно предлагалось усилить меры, направленные на борьбу со всеми видами дискриминации, проявлениями расизма и ксенофобии. Не говоря уж о проведении независимого расследования того, что случилось в Одессе, в мае 2014-го.
Кроме того, миссия не раз акцентировала внимание на проекте Закона о реинтеграции Донбасса. В нем, дескать, правовые основы защиты прав человека на востоке Украины вообще не прописаны. А еще в докладах регулярно констатируют, что изучение государственного языка невозможно посредством дискриминации языков национальных меньшинств.
Еще в марте 2018-го Украина обязалась выполнить 163 из двух сотен рекомендаций ООН в сфере прав человека. И где же все это? Дальше обещаний, как у нас водится, дело не пошло.
Но вернемся к Закону об амнистии участников майдана. Его действие можно и нужно прекратить. Сделать это, к примеру, могла бы Верховная Рада. Да и Конституционный суд Украины очень даже может признать его неконституционным.
Только не по собственной инициативе, но с подачи президента, омбудсмена, 45-ти народных депутатов, Верховного суда или парламента АРК. И то, что никто из перечисленных за шесть лет не соизволил подать соответствующее представление в КСУ, говорит о многом. Ни власти, ни оппозиции, судя по всему, это не нужно.
Вся надежда на родственников погибших, которые теоретически могут обратиться с конституционной жалобой. Но и тут свои трудности имеются. Родственникам для этого необходимо прорваться через все стадии обжалования судебного решения, в котором нормы этого закона применялись. Притом, что подозрение никому не предъявлено, а расследование попросту не ведется.
Дело заморожено уже много лет. Разнообразные органы пинают его друг дружке. То в отдельные производства выделят, то вновь объединят. То закроют, то снова откроют. По ходу пьесы куда-то исчезают не только доказательства, но и целые тома дела. Часики тикают, а шансы на привлечение убийц милиционеров к ответственности утекают сквозь пальцы.
А пока родственники погибших могут рассчитывать лишь на позитивное решение ЕСПЧ, который взыщет с Украины компенсацию и обяжет устранить нарушения прав. Соответствующую жалобу в интересах клиентов мы уже подали, а ЕСПЧ открыл производство. Только ведь компенсации политики не из собственных карманов выплачивают, а потому и нарушение чужих прав устранять даже не помышляют.