У кого-то прочитал смешной аргумент в защиту Смолия и политики НБУ. Мол, его пытаются со всех сторон к греху склонить – чтоб деньги начал печатать. А он не ведется. Говорит, хочет, чтоб все было чинно благородно, как в лучших домах Европы. Чтоб кредиты в экономику давали банки – под залог, под четкие бизнес-планы. Но украинский бизнес настолько туп, что и залог не может найти, и даже бизнес-план нормальный написать. Ему только дай дорваться до печатного станка, хлебом не корми.
На самом деле все, конечно, совсем не так.
Украина является одной из немногих стран мира, где не работает банковское кредитование.
И не потому, что залогов нет. А главным образом из-за гигантских ставок по кредитам, которые делают их недоступными и для бизнеса, и для населения (единственное, что есть живое – это краткосрочные потребительские кредиты не сравнительно небольшие суммы).
И в этом прямая ответственность НБУ. Который не использует механизм рефинансирования банков ресурса для кредитования экономики. Сейчас Нацбанк в основном выдает рефинансирование под покупку гособлигаций, поддерживая за счет этого пирамиду ОВГЗ (для того и учетную ставку снизили, чтоб дешевле схема обходилась).
А все попытки вразумить НБУ поменять политику и начать давать деньги на развитие экономики тут же наталкиваются на обвинения в «политическом давлении» и «покушении на независимость Нацбанка».
И это системная проблема: МВФ и прочие структуры, которые реально управляют «независимым» Нацбанком не заинтересованы в том, чтоб украинское правительство проводило суверенную политику стимулирования экономики через эмиссию гривны (как это делают западные страны). Они заинтересованы, чтоб источник ресурса для Украины был один – кредиты и помощь стран Запада и международных финансовых организаций.
И потому увольнение Смолия и всей нынешней команды – это хорошая новость. Главное, чтобы на его место теперь не пришел кто-нибудь точно такой же. Вроде Яценюка. Который просто перенаправит деньги от воровских схем в другие карманы, а по сути все будет решать тот же зарубежный «центр управления независимым Нацбанком», что и сейчас.