Бензоколоночка фсе
Катар и ОАЭ имеют огромные фонды национального благосостояния. У Саудовской Аравии валютные резервы составляют $444 млрд (достаточно для покрытия двухлетних расходов бюджета по текущему курсу и ценам на нефть). Но эффект от пандемии многократно усилил давление на бюджеты арабских стран. Расход резервов превысил расчеты.
2030 наступил в 2020-м. Удар по рынку был нанесен раньше. Остаётся уповать на накопленные резервы, но это не производственные (бесперспективные) затраты, сжигание сбережений в огне инфляции, организованной ФРС США.
Пытаясь сбалансировать бюджет, Саудовская Аравия приостановила выплату надбавки на стоимость жизни государственным служащим, повысила цены на бензин и утроила налог с продаж. Несмотря на предпринятые меры дефицит королевства может превысить в этом году $110 млрд (16% ВВП). Придется по заветам МВФ вновь поднимать налоги, что чревато дальнейшим падением рынка, который и так на нуле.
Арабские лидеры заговорили о приватизации. Именно этого результата и добивается мировой финансовый регулятор. Саудиты недавно объявили о продаже крупнейшей в мире опреснительной установки в Рас-эль-Хайре. Однако отток средств продолжается - деньги бегут от дополнительной прибыли в область политической стабильности ("тихая гавань"). Гарантии в обмен на дивиденды.
По данным МВФ, доходы от нефти на Ближнем Востоке и в Северной Африке упали примерно с $1 трлн в 2012 году до $575 млрд в 2019 году. Ожидается, что в этом году они составят около $300 млрд, что недостаточно для покрытия расходов. С марта страны-экспортеры нефти сокращают расходы, увеличивают налоги и берут кредиты. Деньги, предназначенные для реформ, тратятся на поддержание штанов.
Следует понимать, что деструкция ждёт весь Бл. Восток и Сев. Африку, не только нефтедобытчиков. Соседние с экспортерами страны зависят от своих нефтяных соседей в вопросе трудоустройства граждан. В некоторых странах денежные переводы "гастарбайтеров" составляют более 10% ВВП. Это спасательный круг для всего региона.
Более 2,5 млн египтян, что составляет почти 3% населения, работают в арабских странах-экспортерах нефти. В других странах цифры еще выше: 5% из Ливана и Иордании, 9% из палестинских территорий. Переводы составляют значительную часть экономики их стран. По мере падения доходов от нефти будут падать и денежные переводы.
Растет протест в Саудовской Аравии. В Ираке чиновники, разгневанные сокращением заработной платы, поддерживают свержение политического режима (вспоминают Хусейна). В Алжире протестующие возвращаются на улицы, доход граждан упал с $5600 в 2012 году ниже $4000. Протесты возобновились и в Ливане.