В США СПРОС ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ ЗА СЧЕТ УВЕЛИЧЕНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА, В УКРАИНЕ – ЗА СЧЕТ РОСТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
Сегодня Кабмину Шмыгаля одновременно приходится резать бюджетные расходы и пытаться как-то обеспечить рост экономики (в планах до конца этого 2021г. увеличить ВВП Украины на 4,6%).
Как это делать пока никто не научился ни в правительстве, ни в Верховной Раде. И если в США спрос поддерживается за счет увеличения дефицита бюджета, то у нас в стране - за счет роста государственного долга (например, совокупный госдолг Украины в декабре 2020г. вырос на 7,15% в долларах США - до $90,26 млрд и на 6,41% в гривне - до 2,551 трлн гривен).
Плюс к этому у нас постоянные волны беспокойства о будущем, т.к. Украина находится на очередном переломе социально-экономического развития. Украинская элита должна подготовить:
- новую модель экономического роста;
- новую инвестиционную стратегию;
- новую социальную политику.
Всё это для того, чтобы осуществить переход от исчерпавшей все свои возможности поддержания спроса монопольно-олигархической модели к новой политике предложения и роста, что значит:
с одной стороны, внедрить иную систему экономических стимулов, а также изменения макроэкономических параметров (снижение инфляции, акцент на привлечение в экономику длинных инвестиционных денег, рост деловой активности и частных инвестиций украинского бизнеса, изменения в структуре расходов госбюджета); с другой стороны, обновление социальной политики государства.
И уже в этом 2021г. украинским властям предстоит выбирать перспективу из двух вариантов: либо допускать банкротство 30%-40% субъектов малого и среднего бизнеса с резким подорожанием денег, либо печатать новые эмиссии национальной валюты и разгонять инфляцию, которая быстро поглотит оставшиеся финансовые сбережения граждан.
Ну, и самое трудное в последнее время – это неопределенность: сколько еще придется терпеть этих тупеньких и жадных во власти? Да еще на фоне очень плохой макроэкономической статистики, которая никак не переламывается к лучшему, и постоянно нарастающего числа людей, готовых присоединиться к уличным протестам из-за резкого падения уровня жизни и рекордно высоких тарифов ЖКХ.