Болезнь принимает здоровые формы
(М.М. Жванецкий)
Налоговое законодательство за последнюю пятилетку претерпело существенное изменение в сторону как весомого ужесточения, так и существенного усложнения для налогоплательщиков. Ветра перемен принесли в нашу страну новые общемировые стандарты налоговой прозрачности, усиление полномочий и функционала финансовых разведок и субъектов финансового мониторинга (вопросы в банках уже давно стали неприличными, а процедуры несносными и обременительными), а также живое международное противодействие перемещению прибыли в низконалоговые юрисдикции. По логике, эти процессы должны были бы если и затронуть кого-нибудь, так это крупнейшие компаний и весьма состоятельный слой граждан (процесс лишь недавно пошел и самое интересное мы увидим в ближайшие два-три года). Но самые жаркие фискальные баталии отгремели, как ни странно, именно на территории малого- и микробизнеса. И если постараться выразить происходящее несколькими словами, то самыми точными будут такие: упрощенная система налогообложения, учета и отчетности к 2021 году перестала быть такой по сути!
Напомню, что миссией специального режима являлась замена "уплаты отдельных налогов и сборов на уплату единого налога с одновременным ведением упрощенного учета и отчетности" (пп. 291.2 НКУ). А что ныне осталось от усопшего?
Первой недоброй весточкой явилась далеко не добровольная уплата ЕСВ в размере минимального страхового взноса (как минимум второй квазиналог и вторая отчетность). Затем предприниматели, торгующие непродовольственной продукцией, под видом внедрения евроинтеграционных обязательств получили контроль цепочки поставки товаров со стороны органов рыночного надзора (необходимость документов на приобретение и продажу товаров) и космические штрафы за отсутствие таковых (смотрим Закон № 367 от 12.12.2019). Третьим актом трагедии стали обязательные кассовые аппараты (тема порядком надоевшая и никак не могущая найти своего разумного решения даже на уровне Президента). Финальным же аккордом предлагаю считать внедрение в рамках Закона о кассовых аппаратах (№ 265) так называемого учета товарных запасов, предусматривающего радости постоянного(!) учета прибытия + внутреннего перемещения + выбытия товаров в разрезе каждой точки продажи и каждой точки хранения товара по специальной форме (проект соответствующего приказа висит на сайте Министерства финансов с 5 апреля).
Весьма показательным является тот факт, что "три палача" упрощенной системы формально не из сферы налогового законодательства, где по прежнему написано, что "физические лица - плательщики единого налога...ведут учет в произвольной форме путем помесячного отражения доходов и расходов" (абзац второй пп. 296.1 НКУ).