Спустя более чем пять лет во многом тенденциозных, а главное – бесплодных разбирательств по делу о трагической истории 2 мая 2014 года в одесском Доме профсоюзов, где вследствие беспорядков и возникшего пожара погибло 49, а было ранено около двухсот человек, история заходит на новый виток.
В канун празднования очередной годовщины независимости Украины об этом резонансном деле напомнил Андрей Портнов.
23 августа юрист подал в Государственное бюро расследований заявление о возможном совершении серии преступлений со стороны бывшего секретаря СНБО и спикера парламента 8 созыва Андрея Парубия. Он, согласно заявлению, мог сыграть одну из ключевых ролей в серии провокаций, закончившихся массовой гибелью активистов Антимайдана.
"Я актуализировал определенные факты, которые уже имеют место в публичной плоскости. Считаю, что для полноценного разбирательства следствие должно запросить данные о его телефонных контактах накануне и в ходе событий, а также пообщаться со всеми фигурантами. Сегодня Парубий не может повлиять на силовиков, поэтому есть шанс докопаться до истины. И в том числе узнать, какие директивы он доводил в ходе совещания с руководством Одесской области за три дня до трагедии", – сказал "Стране" Андрей Портнов.
Парубий не впервые упоминается как вероятный "застрельщик" трагических событий в Южной Пальмире.
Но в эпоху президентства Петра Порошенко правоохранители предпочитали обходить этот нюанс стороной. Что изменилось в истории сегодня и какова вероятность привлечения без пяти минут экс-спикера парламента к ответственности, разбиралась "Страна".
"Считаю необходимым сообщить..."
На страницах нашего издания мы детально реконструировали события в Одессе 2 мая 2014 года и суть проволочек, которыми сопровождалось уголовное разбирательство по мотивам трагедии.
С тех пор в деле мало что изменилось. Расследование одного из самых жутких преступлений постмайданной эпохи, сознательно или нет, но раздробили на три составные части. Такие действия привели к тому, что де-юре сыщиков мало заботили вопросы о том, кто стоял за организацией кровавой провокации. И все свелось к назначению "стрелочников" из числа вышедших из фавора силовиков либо политических оппонентов майдановской власти.
Обходя вниманием роли, которые сыграли в организации беспредецендтной для Украины бойни первые лица государства.
Разорвать этот порочный круг сразу после своего возвращения из эмиграции три месяца назад пообещал юрист Портнов. Тогда он заявил – после смены власти он предпримет усилия для привлечения к уголовной ответственности организаторов "одесской Хатыни". Прежде всего – занимавшего на момент трагедии 2 мая 2014 года пост секретаря СНБО Парубия.
За неделю до официального старта работы парламента 9 созыва – 22 августа, Портнов анонсировал подачу заявления в ГБР о совершении Парубием серии преступлений.
"Чтобы дать процессуальный старт изучению всех обстоятельств этой трагедии и роли организаторов массовых беспорядков и убийств в Одессе, завтра обращаюсь в Государственное бюро расследований с заявлением о совершении А. Парубием преступлений, предусмотренных ч.2 ст. 294, ч.2 ст. 258, ст. 263 УК Украины – организация массовых беспорядков, причинивших гибель людей, осуществление террористического акта – применение оружия, взрывов и поджогов для запугивания населения, политических и иных целей и незаконное ношение, хранение, приобретение и передача огнестрельного оружия без специального разрешения", – написал он в соцсетях.
Портнов сказал "Стране": текст его заявления был передан в "украинское ФБР" около полудня пятницы, 23 августа.
На момент сдачи этого материала в ведомстве Романа Трубы автору этих строк не ответили на официальный запрос о судьбе данного документа. Но в частной беседе на условиях анонимности заявили: "Если есть основания, а они, похоже, в заявлении изложены, регистрация в ЕРДР будет осуществлена".
"Портнов, как правило, не ошибается", – косвенно подтвердил информацию о возбуждении уголовного дела в отношении Парубия другой инсайдер в ГБР, близкий к руководителю Бюро.
На чем основывается дело о причастности Парубия к трагедии
В распоряжение "Страны" находится текст заявления Портнова, где он просит проверить политического соратника Порошенко на причастность к событиям 2 мая 2014 года.
"Парубий, который на тот момент занимал должность секретаря СНБО, и прочие лица совершили действия, которые свидетельствуют об организации им в центральной части Одессы массовых беспорядков, которые спровоцировали гибель людей и прочие тяжкие последствия, осуществление террористического акта, незаконное обращение с оружием, боеприпасами и взрывчатыми веществами", – говорится в этом документе.
Портнов приводит несколько публичных заявлений и отчетов, которые указывают на роль Парубия в "деле 2 мая". Среди них – полученная за три дня до трагедии информация Одесского СБУ о готовящихся провокациях с участием активистов Евромайдана и Антимайдана.
На следующий день после этого, 29 апреля, в Южную Пальмиру приехал сам чиновник "для проведения заседания оперативного штаба об обеспечении слаженных мероприятий оперативного реагирования на вызовы и угрозы национальной безопасности". Помимо официальных мероприятий Парубий тогда коммуницировал с лидерами одной из сторон конфликта – приверженцами Майдана. Те в серии последующих интервью давали понять: секретарь СНБО помогал им не только добрым словом, но и более реальными аргументами.
Во-первых, речь идет об откровениях теперь уже экс-советника руководителя одесского главка Нацполиции, а на момент трагедии – активного евромайдановца Руслана Форостяка. Спустя год после бойни 2 мая он заявил, что на тот момент "... (Парубий. – Ред.) координировался в Одессе со мной и с Сергеем Гуцалюком".
Параллельно Форостяк также подтверждал тот факт, что с собой в Южную Пальмиру секретарь СНБО привез партию бронежилетов. В одном из них перед камерами позировал "сотник Микола" – майдановец Николай Волков, который был замечен ведущим стрельбу по оппонентам из числа участников "Куликова поля".
Впрочем, и это еще не все. Форостяк также уверял СМИ и в наличии более существенной "экипировки" сторонников Майдана в Одессе.
"У нас постоянно находилось около обладминистрации несколько микроавтобусов с огнестрельным оружием. Мы даже арендовали квартиры возле ОГА, где были установлены снайперские позиции", – пояснял он. А в другой беседе с журналистами добавлял: "Мне удалось подготовить спецгруппу из энтузиастов, которые в случае силового сценария готовы были дать отпор. Скажу больше. Мы сняли несколько квартир напротив ОГА, куда было завезено оружие. Если бы был штурм, оно бы активно применялось".
Портнов полагает, что эти слова Форостяка подтверждают знаковую и, вероятно, главенствующую роль Парубия в организации беспорядков в Одессе. В беседе с автором этих строк он говорит: "Следует допросить этого фигуранта и прочих лиц, чтобы они детально объяснили, откуда у них взялось оружие и как они его использовали".
Во-вторых, Андрей Портнов в своем заявлении о преступлении опирается на выводы временной следственной комиссии парламента. Ее отчет детально анализировался "Страной" ранее.
И он же, по мнению Портнова, указывает на то, что именно Парубий мог контролировать действия "майдановцев" в Одессе.
В пользу этого приводится тот факт, что чиновник проигнорировал все приглашения для дачи пояснений по поводу ситуации от парламентариев. Хотя именно на него прямо указал экс-замначальника Одесской милиции Дмитрий Фучеджи в своих пояснениях.
Силовик заявлял, что от милиционеров тогдашний руководитель ОГА Владимир Немировский требовал "зачистить" протест Антимайдана, но получив отказ – воспользовался "услугами" "заградотрядов", координируемых секретарем СНБО.
"Губернатор неоднократно требовал от руководства Главка зачистить палаточный городок силами милиции. На что получил отказ, и привлекли силы, подконтрольные Парубию. Что было и сделано", – недвусмысленно заявлял Фучеджи.
Без кинофейков, но с реальными претензиями
Добавим, что вопросом о том, что в действительности делал в Одессе Парубий весной 2014 года, задавался не только Портнов. Так, экс-руководитель областной милиции Петр Луцюк уверял – в город накануне трагедии прибыло несколько сотен "майдановцев", которые были вооружены и патронировались высокими чиновниками из Киева и их ставленниками в Южной Пальмире.
Их на блокпостах объезжал как раз секретарь СНБО Парубий.
Также, по горячим следами бойни, парламентарий Антон Киссе заявлял: "Одиннадцать народных депутатов настаивают, чтобы с докладами прибыл и доложил... господин Парубий. Четко определены вопросы, ведь не раз в выступлениях наших коллег звучало, что в канун 2 мая руководитель СНБО находился в Одесской области, где проводил встречи, совещания, у него были заявления в СМИ, что «да, ожидаются противостояния в Одессе, мы в курсе». Напрашивается вопрос: если были в курсе, то какие совещания проводили, почему не приняли те меры, которые бы стабилизировали ситуацию... Ряд вопросов и по этому заседанию в прокуратуре".
Впрочем, тогда эти вопросы, как и необходимые пояснения замглавы МВД, курировавшего расследование трагедии постфактум, – Сергея Чеботаря, так и не прозвучали.
Если роль Парубия в событиях пятилетней давности будет установлена и де-юре подтверждена, ему грозит наказание вплоть до пожизненного заключения. Пока он продолжает хранить публичное молчание о том, чем на самом деле занимался накануне трегадии. Точка в одной из самых темных историй украинской современности так и не поставлена. Но, вполне может быть, что поставят ее в самое ближайшее время.
Также о роли Парубия в одесской бойне 2 мая смотрите в блоге Олеси Медведевой "Ясно.Понятно".