Инциденты вокруг проведения ЛГБТ-парада во Львове всколыхнул социальные сети. Разброс мнений получился самый полярный, и высказались представители всего спектра пристрастий.
Рука или не рука
Весьма распространена очень простая и потому популярная версия – случившееся было делом рук Кремля. В самом чистой, почти по-детски непосредственной форме эту точку зрения выразил Тарас Березовец: «Сейчас во Львове мы можем наблюдать, как украинские правые, действующие против ЛБГТ сообщества, пытаются похоронить европейскую перспективу для Украины накануне голландского референдума 6 апреля. Своевременные события, как по заказу Кремля. Впрочем, слово "как" здесь лишнее».
Эту позицию высмеивает Евгений Ихельзон, обращая внимание на громадную проблему, которую такая точка зрения загоняет в тень: «По версии придворных политологов, провокации во Львове организовала Москва с помощью ультраправых, чтобы повлиять на результаты референдума в Нидерландах. Не стыдно же писать эту чушь. Надо взглянуть правде в глаза, благодаря поддержке нынешних властей, в Украине окрепли нацистские группировки. Они стали силой и угрозой гражданским свободам. Они разгоняют акции коммунистов, акции ЛГБТ, протесты против определенных законопроектов. Их члены инкорпорированы в нацполицию. Это наша собственная зараза».
О замалчивании реального содержания событий говорит и Анатолий Шарий: «Зигующих и забрасывающих ментов камнями во Львове молодых людей ни фейсбук-министр, ни его недоделанные советники предпочли не заметить. Они продолжают рассказывать на своих стенах о том, как полицейские переводят через дороги бабушек. Говорят, уважение к своему руководству в среде самих оплеванных и посланных нах.. «правоохранителей» достигло пика».
Противники геев во Львове. Фото со страницы в ФБ организаторов ЛГБТ-форума.
"Еще год и интеллигенция начнет подозревать, что в Европу нас не брали не из-за Януковича и не из-за "донецких" - комментирует это фото (см. выше) Владимир Петров, - пишет у себя в ФБ Андрей Манчук. - Всего собралось около 300 нацистов, а "новая" львовская полиция, которая набрана из этих же самых ребят, глумливо сказала прессе: "эти люди в масках просто встречают тут своих друзей. Чтобы убить или покалечить. А главное, в этот раз зигактивистов открыто и активно поддержали местные власти из "либеральной" "Самопомощи", высший клир УГКЦ и передовая общественность европейского Львова, которая, как вы, наверное, догадались, сразу заговорила о путинской ЛГБТ-провокации. Полное мракобесное единодушие».
Владимир Цыбулько между тем, все таки считает, что Львов выбрали для проведения фестиваля не спроста: «Питання на засипку - а чому це ЛГБТ спільнота обрала Львів для своїх експериментів, а не Маріуполь або Січеслав? Можна було б Краматорськ обрати, а ще краще Славяногірськ! Почаїв з радістю б прихистив би! Але наразі пощастило тільки Львову! Навіть Ужгород з Чернівцями лаханулися, а могли б заробити на поселенні делегатів! А так тільки солнцевська ОЗГ на поселенні в своєму готелі трохи підшабашила!».
Юрий Романенко идет дальше всех, он видит в возне вокруг ЛГБТ-акции акт «купли-продажи» - причем уверен, что заплатили обоим сторонам, и срежиссировано было вообще все, что случилось: «Сегодня во Львове якобы националисты-радикалы пытались избить якобы представителей ЛГБТ. Почему "якобы", потому что я не верю, что за две недели до референдума в Нидерландах представители ЛГБТ срочно решили устроить марш в столице «украинского Пьемонта». Вот захотелось им в холодный Львов, чтобы побыстрее показать как их избивают радикалы-гомофобы. А гомофобы, естественно, не могли проигнорировать такое «приглашение к столу». Уверен, что за сегодняшний концерт во Львове щедрое вознаграждение получили обе стороны... Большого шоу не получилось сегодня во Львове, но уверен, что и этих кадров будет достаточно, чтобы завтра уже расшивать голландцам. Кстати, совпадение, но как раз сегодня посол Великобритании в Украине Джудит Гоф рассказала изданию Buzzfeed об отношении к ней как к лесбиянке в Украине, также признала, что в нашей стране ЛГБТ людям приходится нелегко. «Посмотрите на уровень насилия против геев, на них часто нападают. Не знаю, то ли уровень насилия против геев возрос, то ли об этом стали больше сообщать в СМИ», – рассказала Гоф. Это совпадение, потому что посол давала интервью до событий, но оно хорошо показывает, что тема в фокусе внимания зап. дипломатов и СМИ. Что касается нас, то нас спустя два года после начала войны натягивают по самые гланды. Тупо, дешево и сердито. Натягивают по всем очевидным причинам. Но сегодня, можно сказать, что отделались легким испугом. В том числе, и потому, что кое-кто за несколько дней до "мерприятия" написал кое-кому, а кое кто сделал несколько звонков кое-каким друзьям, которые кое-что сделали, чтобы во Львове сегодня не состоялось побоище. И оно не состоялсь. Вот так кое-как и петляем».
Ответственность политиков
Мустафа Найем обращает внимание на другой аспект проблемы – на ответственность политиков за субботний инцидент и аналогичные происшествия: «Власть всегда должна давать оценку нарушению прав граждан. Это не право, не привилегия, а обязанность. И на самом деле, не имеет значения, какие и чьи права нарушаются - ЛГБТ, оппозиции, патриотов, эмигрантов, женщин, стариков или детей. В этом контексте молчание официальных властей города Львова в ответ на сегодняшние события мало чем отличается от равнодушия государства времен Виктора Януковича к бесчинству титушек. Я искренне разочарован отсутствием реакции мэра Львова Андрея Садового. В конце концов, это не вопрос взглядов, а вопрос лидерства. Идеология политика не может быть основанием закрывать глаза на нарушение прав тех, чьи взгляды он не поддерживает. Это не морализаторство. И даже не призыв к толерантности. Если в стране не возникнет ценностная база и механизмы для сдерживания подобных явлений, реинкарнация януковичей неизбежна».
Имидж Львова
Сергей Лещенко сокрушается об ударе по имиджу Львова : «І тисячі людей в один день зі здивуванням для себе дізналися, що реальний Львів - це не те, що ми про нього думаємо. Подібний шок у діаспорян з Канади, коли вони вперше прилітають до України».
Другие говорят вообще «антильвовские» вещи». «По итогам можно сказать, что дорога в Европу для украинцев лежит через либеральный Киев, а не через консервативный Львов», - пишет Евгений Ихельзон.
Впрочем, Зоряна Яницкая уверена, что Львов – все-таки что-то другое: «Треба не забувати, що толерантність має двосторонній рух. Якщо організатори фестивалів рівності вимагають до себе поваги, то треба поважати традиції іншої сторони. Якщо не було згоди на проведення такого заходу зі сторони місцевої влади і громадськості - то не треба було все це проводити. Крім того, була заборона суду. Отже, треба демонструвати законослухняність і толерантність до іншої консервативної сторони. Друзі, і не треба поширювати страшилок про Львів. Це вже без нас зроблять в Росії і в Європі. Повірте, 90 відсоткам львів'ян байдуже до фестивалів рівності. Львів не цікавиться цією проблемою. Вся повнота відповідальності на місцевій владі і поліції».