Кто победил в Гааге?
Главное событие дня – оглашение промежуточного вердикта Международного суда в Гааге по иску Украины к России. Украинский МИД успел назвать это решение победой, хотя на самом деле он весьма неоднозначен.
Прежде всего, потому, что главное требование Украины – признать ответственность России за финансирование терроризма – отклонено. Правда, пока это временное решение, однако нет оснований полагать, что окончательное будет иным. А потому на международном уровне не следует ожидать признания "ДНР/ЛНР" террористами, как и ответственности России за пособничество им. Больше того, суд обязал одновременно Украину и Россию выполнить Минские соглашения, обозначив равную ответственность сторон за урегулирование конфликта на Донбассе. И это тоже вряд ли можно назвать победой украинского МИДа.
В отличие от требований по Донбассу, "крымские" требования Украины Гаагский суд удовлетворил. Однако и сами требования по Крыму были далеко не той значимости, что "донбасские".
Кроме того, контроль за выполнением решения суда возлагается на Совет безопасности ООН, где Россия обладает правом вето и потому может заблокировать любые решения, принуждающие к выполнению решения суда.
К тому же, "крымские" решения суда ООН могут оказаться палкой о двух концах. С одной стороны, требования Украины удовлетворены, с другой – Гаагский суд своими решениями признал фактическую юрисдикцию России над Крымом, и Москва этим фактом может воспользоваться. Кроме того, "языковое" решение суда ООН может аукнуться и против нынешней украинской власти, к которой также выдвигается немало претензий по поводу нарушения прав национальных меньшинств. Так что не стоит удивляться, если вскоре появится какой-нибудь иск вроде "венгры против Украины".
В Лондон – за билетом в Вашингтон?
Президент узнал о гаагском вердикте в Лондоне, куда он поехал с официальным визитом. И его комментарий по Гааге оказался, пожалуй, единственной существенной новостью за весь день. Если не считать, конечно, красивой цитаты про Россию-крокодила и несколько двусмысленно прозвучавшее заявление, что украинская армия восьмая в Европе по своей боеспособности (в прошлые годы Порошенко называл ее сильнейшей в Европе).
В целом же визит Порошенко в Великобританию оказался уникальным как раз тем, что по его итогам не было принято ни одного решения. Правда, президент попросил депутатов британского парламента посодействовать упрощению визового режима для украинцев, но никакого ответа на этот призыв не прозвучало.
Отсутствие общей повестки дня Украины и Британии не удивительно, так как страны находятся на противоположных концах международной системы координат. Украина безуспешно пытается войти в Евросоюз, а Британия успешно выходит из него, Украина была фаворитом бывшей администрации Белого дома, а Британия входит в число фаворитов администрации нынешней.
Но, собственно, именно последнее различие и является основной причиной визита Порошенко в Лондон: украинский президент ищет выходы на Трампа, и Мэй может быть посредником для него. Станет ли – пока неизвестно.
99% пенсионной реформы
Пенсионная реформа согласована с МВФ на 99%. Об этом вчера заявил министр соцполитики Рева. Никаких подробностей относительного того, что входит в согласованные 99%, а что в несогласованный 1%, министр не привел. Но и без подробностей несложно понять, что 1% – это либо вопрос о пенсионном возрасте, либо сроки принятия.
Кабмин устами вице-премьера Розенко продолжает настаивать на том, что о повышении пенсионного возраста не может быть и речи. Однако отсутствие этой нормы украинская власть готова компенсировать двумя другими серьезными реформами – во-первых, значительным повышением страхового стажа для выхода на пенсию (если у мужчины не будет 35 лет общего стажа, а у женщины 30 лет, то даже минимальная пенсия не светит), во-вторых, отменой практически всех льгот по более раннему выходу на пенсию.
И то, и другое является не менее драконовской нормой, чем повышение пенсионного возраста, так что гарантировать прохождение реформы даже в таком "урезанном" виде через парламент вряд ли кто-то возьмется. Тем более – при отсутствии реальной коалиции. Поэтому вполне объясним тот факт, что обещанный срок рассмотрения этого вопроса в парламенте – до конца апреля – уже сорван, поскольку Верховная Рада соберется теперь только после Дня Победы. Но и в мае, даже если с МВФ все будет согласовано на 100%, перспектив у реформы будет очень мало.
Ударим запретом по ЧП!
Ожидаемый поворот в вопросе чрезвычайного положения в энергетике: вчера министр топлива Насалик внес на рассмотрение Кабмина распоряжение о запрете импорта угля-антрацита из России. Поведение украинской власти в этом вопросе, пожалуй, не имеет прецедентов: она ввела режим ЧП в энергетике из-за блокады Донбасса радикалами, потом сама возглавила эту блокаду и, в конце концов, хочет перекрыть доступ антрацита из наиболее близкого зарубежного источника.
Предложение Насалика было бы объяснимо, если бы антрацит оставался последним товаром, который мы покупаем в России. Однако оно выглядит странно, когда правительство одним запретом усугубляет энергетическую ситуацию в стране, а другими решениями, к примеру, создает льготный режим для удобрений из той же России.
Впрочем, как мы уже писали, у всего этого есть объяснение: чрезвычайное положение в энергетике сознательно доводится до уровня, когда от него будет страдать все население. А потом оно станет обоснованием отмены блокады Донбасса. Если это так, то цель, в общем-то здравая. Но почему люди должны страдать из-за того, что власть боится радикалов?!
Апрельская зима
Люди, между тем, уже страдают. В целях экономии угля и газа по всей стране еще в начале апреля было отключено отопление, однако в последние дни Украину накрыли крайне редкие для второй половины апреля морозы, и власть, как обычно, оказалась к этому не готова.
Правда, есть пара исключений. Нещадно критикуемый в последние месяцы мэр Львова Садовой еще 7 апреля распорядился возобновить подачу тепла на социальные объекты, а позавчера уже вся столица Галичины была подключена к отоплению. В тот же день аналогичные решения приняли в Тернополе и Ивано-Франковске.
Однако парадокс в том, что наибольшие холода пришли не на Западную, а на Восточную Украину; вчера Харьков и Днепр утопали в снегу, а отопления – не было. Вместо отопления в школах объявляют очередные незапланированные каникулы, которые, впрочем, никаких проблем не решают – ведь дети остаются дома, где точно так же нет тепла.
Мэр Днепра Борис Филатов написал крайне раздраженный пост, в котором предупредил граждан, что отопление он не включит. Сказал, что нужно потерпеть и "сопли вытирать" он никому не будет.