Комитет по вопросам регламента и организации работы Рады дал заключение о четвертом по счету представлении Генеральной прокуратуры (ГПУ) на снятие депутатской неприкосновенности, фото: facebook.com/strumkovskij
Комитет по вопросам регламента и организации работы Рады дал заключение о четвертом по счету представлении Генеральной прокуратуры (ГПУ) на снятие депутатской неприкосновенности, фото: facebook.com/strumkovskij

Комитет по вопросам регламента и организации работы Рады дал заключение о четвертом по счету представлении Генеральной прокуратуры Украины, поданном в парламент с целью привлечения к ответственности народного депутата.

Ходатайство, которое рассматривалось на заседании в четверг, 6 июля, касалось снятия иммунитета, задержания и ареста члена фракции "Народный фронт" (НФ) Максима Полякова, который проходит по так называемому янтарному делу. Комитет отказал ГПУ по всем трем пунктам, признав представление "недостаточно обоснованным и мотивированным и не содержит обоснований, которые бы подтверждали необходимость задержания народного депутата Максима Полякова".

Но документ, как и предыдущие рассмотренные представления, все равно отправили к главе Верховной Рады Андрею Парубию, который решит его судьбу.

Заседание шло бурно. Эмоций не сдерживали ни генеральный прокурор Юрий Луценко и глава Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назар Холодницкий, снова представлявшие обвинение, ни депутат Поляков со своей группой поддержки, ни некоторые члены комитета. В какой-то момент генпрокурор, сорвавшись на депутате из группы "Воля народа" Сергее Шахове (или хорошо сыграв гнев), даже покинул заседание, которое пришлось из-за этого прервать. Свои выводы комитет в конце концов дал. Луценко с Холодницким стоически выслушали формулировку, не сильно отличавшуюся от предыдущих представлений в отношении депутатов Евгения Дейдея, Олеся Довгого и Андрея Лозового. В обиду Полякова нардепы не дали.

Как утверждает следствие, депутат Поляков согласился за взятку 7500 долларов стать соавтором проектов законов о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно особенностей налогообложения деятельности, связанной с добычей янтаря) и о внесении изменений в Таможенный кодекс Украины (относительно освобождения от налогообложения операций по ввозу на территорию Украины оборудования для промышленной добычи янтаря). Другим соавтором выступил член фракции "Блока Петра Порошенко" Борислав Розенблат, которому доставалась аналогичная сумма.

Помощнику-консультанту Полякова Татьяне Любонько досталась роль посредника между депутатом и представителем компании нерезидента "Фуджейра" (ОАЭ) Екатериной Сивоконь, которая является на самом деле специальным агентом Национального антикоррупционного бюро. Спецагент вышла на Полякова и Розенблата через межфракционное депутатское объединение "Депутатский контроль", которое занимается скрытым лоббизмом в Верховной Раде, и предложила деньги в обмен на законы. НАБУ и САП утверждают, что Поляков получил взятку и потратил ее часть на дорогие мобильные телефоны, купила которые Любонько. Один из смартфонов достался его жене, и впоследствии его изъяло следствие. Поляков отрицает получение денег от агента под прикрытием, утверждая, что вообще не знал о переговорах Любонько, которую, по его словам, подставили.

Перипетии всех переговоров можно было отследить по специальному фильму, который подготовила Генпрокуратура.

Разговор между Сивоконь и Любонько, как утверждает следствие, о ходе сделки:

Любонько: "Смотри, что они мне озвучили вчера. Говорила с помощниками до тебя, а мой шеф с ним вчера встречался. Они мне озвучила вот так вот: пять - это аванс ему, то есть Розенблату...
Сивоконь: Розенблату...
Любонько: Пять – это мой шеф (как утверждает следствие, Поляков - Прим.Ред.), и пять – это Бояркин. Все эти три человека будут между собой сейчас сотрудничать.  (тогдашний и.о. главы Госгеонедр - Прим.Ред.)Будет правки - будет "Геокадастр". Все. Ну... Экологический комитет - он подчиняется Розенблату…"

Поляков также встречался с Сивоконь в одном из ресторанов столицы, расшифровка скрытой видеозаписи НАБУ:

Поляков: "Смотрите, пока... Ну то, что мы с Розенблатом беремся, и мы можем вставить то, что он вставит, потом правки, когда отзовет... Ну, это ты, Таня, поговоришь с его помощницей, как он это сделает, вот... В любом случае, чтобы Вы понимали: любой, кто зарегистрирует (и это будет не Розенблат) – это все вообще выброшенные деньги…

Это как минимум там, нечестно. Ну, если вам куда нужно выбросить, – можно, конечно (смеется)"

Тоже на встрече между ними

Поляков: "Ну Розенблат, слава Богу, он коррупционер. Вот. Шутка ... На самом деле, то есть, он нормальный парень (смеются). И понимает, что такое бизнес. Поэтому я так говорю. Он говорит: "Ну в принципе, да, вопросов нет, я готов подключиться. Но тут нужно и сверху, и снизу"...

Разговор между Поляковым и помощницей по телефону на встрече второй с Сивоконь:

Любонько: Максим Анатольевич?
Поляков: Да-да.
Любонько: Хотела сказать, что я пять получила.
Поляков: Не знаю, что такое пять. Набери меня на WhatsApp.

Перепалка в ходе заседания между Холодницким и с кем-то из депутатов, которая показывает градус эмоций:

- Назар Иванович! Не перебивайте, пожалуйста, народного депутата…

- Я вас не перебиваю….

- Вы сейчас перебиваете, когда говорите, что не перебиваете

Поляков на заседании комитета дал свою версию переговоров со спецагентом НАБУ: "Я ей сообщил, что не нужно этого (видимо, предлагать деньги - Прим.Ред.) делать. Оно не стоит ничего. Я предложил: давайте это сделаем на государственном уровне. Давайте сделаем на уровне премьера, вице-премьера. Для чего? Для того, чтоб вам не разбрасывать везде деньги… А мы сделаем, говорю… И я себе медаль повешу, что я завел такого инвестора в страну".

Он же: "Зачем вы тратите деньги на украинских коррупционеров?...Создайте лучше фонд поддержки коррупции, вам надо зарегистрировать в Дубаях. И четко говорю, что мне не нужны деньги! Четко. Это в стенограмме! Почему этого нет тут на видео (представленном НАБУ - Прим.Ред.)?"

Он же о покупке его помощницей Любонько двух мобильных IPhone7: "Почему не обнародована информация, когда были заказаны телефоны? Почему никто не говорит, что 22 ноября - эта та самая дата, когда я жене сделал предложение. И под эту дату покупались телефоны! Заказывались за месяц!"

Максим Поляков (слева) переговаривается с коллегой по фракции Георгием Логвинским Фото: facebook.com/strumkovskij

Защищавший Полякова народный депутат Георгий Логвинский ("Народный фронт") обвиняет НАБУ и САП, что они вопреки закону следили за народными депутатами и записывали их разговоры: "Вы сейчас показываете записи Розенблата-Полякова. Вы их записывали и кому вы рассказываете… Я не знаю, за кого вы нас держите?! Нельзя так пренебрегать правом!"

Сергей Шахов, дискутируя с генеральным прокурором Юрием Луценко о деталях следствия: "За правдой пойдешь - ноги до жопы сотрешь!"

Холодницкий в кулуарах комитета, оценивая уровень дискуссии с оппонентами: "Манипуляция, перекручивание фактов, превращение обычного процесса, который должен быть юридически взвешенным... Превращается в цирк "Шапито". Извините меня, я же тоже эмоций не могу сдержать. Нельзя так. Снова четыре дня абсурда и три из них с моим участием".

Холодницкий на вопросы прессы о том, как изымали телефон у жены Полякова: "Неужели вы думаете, что ворвался спецназ, женщину приперли к стене и начали ее бить и телефон забирать. Про что мы говорим. Но некоторые члены этого комитета уже отказываются от фактов… И ваши вопросы это только подтверждают. Мы скорее верим неправде, потому что мы хотим ее услышать, а доводы, которые были на самом деле, никто не хочет слушать!"

Поляков, комментируя журналистам доказательства, представленные НАБУ и САП: "Мы увидели годовую работу НАБУ и весь его уровень.17 -й минутный ролик, в котором никоим образом нет народного депутата (самого Полякова), нет подтверждения передачи каких-либо денег или требования мною".

Он же: "Мы видим, что НАБУ занималось лично мной. Искали моих помощников. Это еще раз доказывает, что господин Сытник, используя свое служебное положение, преследовал лично меня как народного депутата и пытался целый год, используя десятки миллионов гривен -  а вы услышали фантастические суммы…Сколько работало - десятки (из) НАБУ с заработными платами по 60-100 тысяч гривен. И что в конце-концов? Помощницу поймали на 5 тысяч долларов? И где они делись? Нет ни одного доллара! Есть вроде бы телефоны,… Но где подтверждения, что эти телефоны именно за эти деньги были куплены. Нет этого!"

Как сообщала "Страна", ГПУ внесла в Верховную Раду представление на снятие депутатской неприкосновенности с депутатов Евгения Дейдея, Олеся Довгого, Андрея Лозового, Максима Полякова, Борислава Розенблата и Михаила Добкина. Но генпрокурор Луценко анонсировал новые ходатайства.

Подпишитесь на телеграм-канал Политика Страны, чтобы получать ясную, понятную и быструю аналитику по политическим событиям в Украине.