Три снятых неприкосновенности и одна в уме
Почти весь вчерашний день Верховная Рада посвятила голосованиям по снятию неприкосновенности с пяти депутатов, представления на которых регламентный комитет рассматривал на прошлой неделе. И если комитет дал добро только на одно представление – на Розенблата (БПП), – то парламент в целом был более восприимчив к призывам генпрокурора: неприкосновенность сняли с троих. Помимо Розенблата, прикосновенными стали Довгий ("Воля народа") и Поляков ("Народный фронт").
Логика в действиях парламентариев была. Они проигнорировали представления на Дейдея ("Народный фронт") и Лозового (Радикальная партия), которые, по сути, были "заявками" не от Луценко, а от НАБУ, и были следствием проверки электронных деклараций. В итоге можно констатировать, что все скандальные декларации депутатов, так возмутившие общество, легализованы без последствий. И это понятно, поскольку в абсолютном большинстве депутатских деклараций можно найти подводные камни, если проверять их как следует.
Из трех других представлений два тоже были "набушные", но – по одному недавнему скандальному делу. Тем более, Розенблата "сдал" не только комитет, но и фракция, которая исключила его из своих рядов. А Поляков, как говорится, пошел за компанию. Впрочем, с обоих пока только сняли неприкосновенность, отказав в аресте, так что полной "сдачей" это назвать нельзя.
Сняли неприкосновенность без ареста (его ГПУ не запрашивала) и с Довгого, который проходит по единственному представлению непосредственно от Генпрокуратуры. Из чего можно будет сделать вывод, что аналогичная судьба ждет в четверг депутата от Оппозиционного блока Добкина, которому прокуроры инкриминируют похожее дело. Правда, если судить по Довгому, то СИЗО Добкина тоже не ждет. Хотя, возможно, для оппозиционного депутата Рада сделает исключение.
Пенсионной реформе – быть?
Еще один вопрос, который может стать хитовым в четверг, – первое голосование по пенсионной реформе. Комитет по социальной политике одобрил этот пакет законопроектов, и парламент довольно неожиданно включил его в повестку дня. Правда, министр соцполитики Рева на прошлой неделе допускал возможность голосования в первом чтении в ближайший четверг, но министр финансов Данилюк считал, что реформа благополучно переехала на осень. В принципе, так оно и будет (если вообще будет), но первое чтение, похоже, таки успеют проголосовать до каникул.
Почему с ним решили поторопиться? Как говорится, на всякий случай. Конечно, МВФ уже объявил, что до конца года траншей давать не будет, но отказываться от основного источника финансирования, власть, похоже, не хочет. А если придется принимать, то на осень лучше оставить одно голосование, потому что осенью все они могут сопровождаться акциями протеста. Летом же только пресса пошумит, а с дач и огородов никто из-за первого чтения срываться не будет.
Велика вероятность того, что 226 голосов в четверг соберут. По той же причине – первое чтение, в принципе, ничего не значит. А что будет со вторым и будет ли оно вообще, никто сейчас не думает. Реформы осенью читают.
Украина координировала кампанию против Трампа?
Главный скандал дня разразился, когда в Украине еще была ночь, а в Штатах вообще вечер понедельника. Именно там и именно тогда заместитель пресс-секретаря Белого дома Сара Сандерс заявила, что Украина сотрудничала с национальным комитетом Демократической партии в проведении предвыборной кампании против Трампа. Больше того, она заявила, что кампания за Клинтон и против Трампа "координировалась иностранным государством"!
Такой характеристикой украинская власть могла бы гордиться. Еще бы – даже когда говорят о России, то речь идет только о вмешательстве в выборы. А тут вся кампания координировалась Украиной! Но украинское посольство в Вашингтоне, которое названо главным центром координации, решило поскромничать. В ответном заявлении оно сообщило, что вообще не при делах, а против Трампа работали некие "политики, не являющиеся представителями украинского правительства".
Скромность украинской власти можно понять. Мисс Сандерс – это только говорящая голова, она озвучивает мысли, которые витают в куда более серьезных головах Белого дома. Больше того, эти головы прекрасно знали все ныне озвученное еще полгода назад. Но почему-то решили организовать этот слив именно сейчас, когда Трамп наконец встретится с Порошенко и назначил спецпредставителя по Украине.
Мысль о том, что Волкера назначали, помня о работе украинской власти против нынешнего президента, радовать ее, конечно, не может. Поэтому надо попытаться разубедить команду Трампа в том, что нити заговора против нее ведут на Банковую. А заявления об "отдельных политиках" – это намек на то, что могут быть ритуальные жертвы. Кто? Если вспомнить прошлое лето, на ум приходят три фамилии – Лещенко, Сытник и Аваков. И нельзя сказать, чтобы кто-то из них был дорог украинскому президенту…
Ryanair побеждает?
Главной темой соцсетей вчера был несостоявшийся контракт с лоукостером Ryanair. Игра шла практически в одни ворота – на осуждение руководства "Борисполя", которое (естественно, из корыстных побуждений) решило сорвать вхождение ирландской компании на украинский рынок. Никто даже не обсуждал опубликованные условия этого контракта – наоборот, "бориспольцев" во главе с их шефом Рябикиным дружно осудили за сам факт публикации. Хотя, если вчитаться в эти условия, возмущение руководства аэропорта можно понять – ведь если согласиться на условия Ryanair, то остальные перевозчики будут явно в невыгодных условиях. Если бы такие условия дать МАУ, то и он, может, снизил бы цены до уровня лоукоста.
Но игра уже пошла в другом направлении. С самого утра в БПП, успокаивая общественность, заявили, что Ryanair будет. Потом министр инфраструктуры Омелян, как и следовало ожидать, заявил, что собирается подать Рябикина на увольнение. И, в конце концов, лично Гройсман объявил, что правительство возобновит переговоры с Ryanair. Но теперь можно не сомневаться в двух вещах: во-первых, контракт будет заключен, во-вторых, ирландцы после успеха своего демарша получат все, что хотят. Ну или большую часть того, что хотели.
Потому что, когда речь идет о "коллективном мнении Фэйсбука", власть о деньгах не думает. Как говорится, государство не обеднеет.
Каким будет "новый этап" после ассоциации?
Вчера произошло эпохальное событие, которое страна практически не заметила: Евросоюз завершил процедуру ратификации Соглашения об ассоциации с Украиной. Десять лет мучительных переговоров, три месяца Майдана, революция, маневры для исправления результатов голландского референдума – и все ради того, чтобы в момент, когда все свершилось, никто не обратил внимания. Даже президент, в отличие от ратификации "безвиза", никуда не поехал.
Правда, Порошенко таки выступил с мини-обращением, пообещав, что теперь начнется новый этап. Что это будет за этап, толком пока не понимает ни он, ни кто-либо вообще в Украине и в Европе. Президент говорил о неких реформах, но они явно не могут стать целью для всего общества, – особенно с учетом того, что после трех лет сплошных реформ (как правило, антисоциальных или половинчатых) само это слово уже вызывает у общества отвращение.
Однако "новый этап" для власти действительно нужен. Украина не может, по примеру западных стран, просто строить стабильное общество с мизерным, но неуклонным повышением благосостояния. Поскольку власть не в состоянии решать социально-экономические вопросы, нужны лозунги. Как в свое время "победа коммунизма", как совсем недавно безвиз и ассоциация.
Сейчас все достижимые цели достигнуты, а потому нужны новые лозунги. Иначе на выборы 2019 года идти будет не с чем.