В украинских банках стали требовать у вкладчиков расписки во время снятия депозитов свыше 200 тысяч гривен. Причем даже в случаях, когда вклады забирают с соблюдением всех условий договоров и своевременно.
Требование давать расписки банкиры объясняют новыми мерами по финансовому мониторингу, внедряемыми финансистами.
"Банки стали требовать, чтобы предприниматель или частное лицо написали расписку - на что будут потрачены наличные средства. По возможности, с максимальной детализацией. Если с ФЛП (физлицом-предпринимателем - Ред.) это еще как-то можно понять, то простых людей новый подход удивляет и даже шокирует. Ну представьте: вы год назад открыли депозит, прошли в банке финансовый мониторинг, положили на счет 210 тысяч грн. А теперь пришли по сроку забирать свой вклад, а вам задают два вопроса: почему вы снимаете средства со счета и на что их потратите? Устных ответов недостаточно - нужно писать расписку. Требование пока не повсеместное, но уже внедряется в некоторых финучреждениях", - рассказал "Стране" финансовый аналитик Василий Невмержицкий.
По его словам, расписки требуют в рамках новых принципов рискоориентированного подхода, который банки обязали внедрять по новому закону о финансовом мониторинге (361-IX), вступившему в силу с 28 апреля 2020 года. А также в связи с постановлением Нацбанка №65, принятым под него и вступившим в силу 22 мая.
"Страна" детально писала об обоих документах, которые имели большой резонанс в обществе.
Закон внедряет правило, которым в Украине запрещают денежные переводы свыше 5 тысяч грн без идентификации личности. Человек должен либо предъявить документы, либо использовать банковскую карту. А постановлением №65 внедряет более 70 индикаторов подозрительных операций, действий и поведения клиентов.
Во всех этих документах нет ни слова об обязательном написании людьми объяснительных при снятии наличных со счетов. Однако там выписано требование НБУ к банкам внедрять рискоориентированный подход. Как объяснили "Стране" в одном из банков, снятие более 200 тысяч грн - это одно из его проявлений.
"Не всегда понятно, каких именно требований от нас ждут, когда говорят о таком понятии, как рискоориентированный подход. Поэтому постоянно консультируемся на этот счет с Национальным банком. Ведь именно он контролирует ситуацию и выписывает нам штрафы, когда мы что-то не так внедряем. Именно работники НБУ в ходе последней консультации посоветовали собирать расписки с клиентов, снимающих более 200 тыс. грн, по разным причинам и в конце действия депозита - тоже. Рекомендация была устной, но мы решили прислушаться. Никто не хочет платить Нацбанку штрафов", - рассказал заместитель председателя одного из банков на правах анонимности.
По словам финансистов, клиенты крайне недовольны, когда с них требуют расписки за снятие средств, однако документ составляют. Ведь кассир без такой бумаги отказывается выдавать средства. Кто-то на самом деле упоминает в расписках свои планы, как потратит средства. А кто-то упражняется в остроумии и выдумывает нелепые объяснения.
Это не единственное новое требование финансового мониторинга в последнее время. На рынке ходят упорные слухи о том, что банки, входящие в крупные финансово-промышленные группы, под видом ужесточения финансового мониторинга занялись откровенным промышленным шпионажем. Сначала они запрашивают у своих компаний-клиентов дополнительные данные по контрактам: от детализированной документации (с приложениями) и спецификаций до бизнес-планов на месяц/год. А затем копируют интересную информацию и передают акционерам, работающим в тех же сегментах рынка и являющихся конкурентами клиентов, обслуживаемых в банке.
Эксперты говорят, что доказать подобные вещи крайне сложно, поэтому бизнесмены просто стараются перейти на обслуживание в другие банки, чтобы их бизнес не страдал от подобных действий.
Иногда дело доходит и до откровенно анекдотических случаев. Банкирам не всегда удается из них достойно выйти, так что они идут на подделки.
"У знакомого была занятная история, когда он гонял машину жены на техобслуживание к официальному дилеру. Сумму ему насчитали крупную - около 20 тысяч гривен, поэтому на оплату в кассу он пришел с паспортом. Но кассир сразу впал в ступор: паспорт на одно имя, а техпаспорт машины на супругу, поскольку машина записана на нее. Имена не сходятся, а в кассовом ордере все должно совпасть. Банковский работник долго совещался с коллегами, что делать. Ведь вернуть все в исходное положение нельзя (как было бы в интернет-магазине): масло, фильтры, колодки и прочее уже поменяли, и такой товар обратно не вернешь - должна пройти оплата, и человек должен уехать. В итоге решили все подтасовать: в кассовый ордер вбили имя жены, и муж уехал, будто его там и не было", - рассказал Невмержицкий.