Европейский Союз призвал Украину полностью выполнить рекомендации Венецианской комиссии - относительно языковой статьи закона "Об образовании".
Причем за последнее время он сделал это дважды. Во-первых, заявление прозвучало по итогам заседания Совета ассоциации Украина-ЕС, прошедшего 17 декабря в Брюсселе. Во-вторых - в недавней резолюции Европарламента.
Таким образом, ЕС недвусмысленно говорит о том, что тотальная украинизация школ проходит в Украине совсем не по-европейски. И, видимо, не готов спускать вопрос на тормозах.
"Страна" разбиралась, чего требует Европа от Украины.
Что решил Совет ассоциации
17 декабря в Брюсселе заседал Совет ассоциации Украина-ЕС. Там призвали не сужать уже существующие права национальных меньшинств и вступить с ними в диалог. Также в Европе потребовали продлить переходный период по языковой статье до 2023 года и освободить от языкового вмешательства частные школы.
Всего этого требует от Украины и Венецианская комиссия, на которую ссылаются европейцы.
"Относительно закона Украины "Об образовании" обе стороны согласились с необходимостью обеспечить уважение к уже существующим правам лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, как это предусмотрено конвенциями ООН и Совета Европы, и полностью выполнить рекомендации, предусмотренные выводом Венецианской комиссии №902/2017, на основе предметного диалога с представителями лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, включая закон, который продлевает переходный период до 2023 года и регулирует освобождение для частных школ", — говорится в заявлении по итогам заседания.
Венецианская комиссия анализирует законы и законопроекты государств-участников, затрагивающие проблемы конституционного права.
Что говорили в Европарламенте
В парламенте ЕС 12 декабря этого года была принята резолюция об имплементации Ассоциации Украина-ЕС, в которой также был затронут вопрос языка, на котором ведется образование в стране.
В ней говорится то же самое, что было сказано выше.
"ЕС принимает к сведению намерение Украины внести поправки в закон об образовании в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии и призывает к быстрому воплощению этого в конкретные действия; призывает к полному осуществлению закона на основе предметного диалога с представителями лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, в том числе законодательства, которое продлевает переходный период до 2023 года и регулирует освобождение для частных школ", - говорится в резолюции.
Закон об образовании в Украине
В законе Украины "Об образовании", который вступил в силу 28 сентября прошлого года, говорится, что языком образовательного процесса в учебных заведениях является государственный язык, но в соответствии с образовательной программой могут преподаваться одна или несколько дисциплин на двух и более языках — государственном, английском и других официальных языках ЕС.
Русский язык в этот перечень, разумеется, не входит. Хотя на нем и говорит в быту как минимум 40% населения страны.
Дискриминационная норма вводится в действие с 2020 года.
В некоторых странах, в частности, в Венгрии, этот закон расценили как ущемление прав меньшинств. Разразился громкий скандал, в котором Венгрия заняла самую жесткую позицию. Отношения Украины с этой страной заметно ухудшились.
Министр иностранных дел Венгрии Сийярто требовал от Украины внести изменения в закон об образовании и отложить его реализацию до 2023 года, и пригрозил, что в противном случае Будапешт будет блокировать важные для Украины встречи на уровне Европейского Союза и НАТО.
14 февраля 2018 года Кабинет министров одобрил законопроект,которым предусматривается продлить переходный период имплементации языковой статьи скандального закона до 2023 года.
6 декабря этого года министр иностранных дел Павел Климкин заявил, что Украина рассмотрит вопрос об увеличении переходного периода имплементации языковых положений закона об образовании. По его словам, Венгрия согласилась стать соавтором поданных Украиной проектов резолюций, которые в этом месяце рассматриваются Генеральной ассамблеей ООН.
Как собрались изменить закон после критики в ЕС
После ссоры с Венгрией и критики из ЕС в Украине согласились пойти на некий компромисс. И подготовили такие изменения в закон. Которые не изменили дискриминационной сути документа.
В Минобразования предложили ввести языковые квоты для получения образования национальных меньшинств. Так, в старшей школе для нацменьшинств, чьим языком является один из языков Евросоюза (в том числе болгарский, венгерский, греческий, немецкий, польский, румынский, словацкий), квота на родной язык составит до 40%. Для остальных национальных меньшинств, например, русскоязычных, аналогичная квота составит только 20%.
В начальной школе на родном языке может преподаваться 80% предметов. Для обучения на родном языке будут создаваться отдельные классы, но не школы.
При этом частным школам, которые обучают за средства физлиц или юрлиц, позволяется свободно выбирать язык учебного процесса, одновременно обеспечив овладение учениками украинским языком в соответствии с госстандартами. Это значит, что национальные меньшинства смогут открывать частные школы и обучать там учеников на родном языке, но платно.
Русским, белорусам и крымским татарам, которые составляют основные национальные меньшинства страны количественно, предлагается свободно учиться на своем языке только в начальной школе – там им гарантируется от 90% до 80% обучения на русском или крымско-татарском. После начальной школы ситуация меняется: отныне на украинском языке они должны будут изучать 80% предметов.
Как видим, уже после того, как Киев придумал "квоты", Евросоюз все равно требует перестать ущемлять языковые права нацменьшинств. Значит, предложения Украины не устроили ЕС. Он предлагает Украине вернуться к рекомендациям Веницианской комиссии и главное - начать диалог с нацменьшинствами. И, если с венграми такой диалог худо-бедно идет, то с русскими, которых больше, чем венгров - нет.